Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды13 августа 2016 21:41

Болгария без Бога, но с «Леопардом»

Фестиваль в Локарно завершился триумфом кинематографа бывшей соцстраны
Режиссер Ралица Петрова с Золотым леопардом. Фото с официального сайта фестиваля.

Режиссер Ралица Петрова с Золотым леопардом. Фото с официального сайта фестиваля.

Очередное жюри, состоящее из явно неглупых людей - режиссеров Артура Рипштейна, Рафи Питтса, Ван Биня и т.д., в очередной раз вынесло неадекватное решение. С одной стороны, хорошо что получила официальное признание болгарская «новая волна» - это первый за долгое время (если не за всю историю кино) большой международный успех кинематографии маленькой балканской страны, переживающей сейчас явное оживление. С другой стороны, из сразу двух представленных в конкурсе болгарских картин жюри умудрилось вознаградить худший - дебют Ралицы Петровой "Без Бога" (Безбог). Что взять с картины с таким наивно-лобовым названием? Это типичная чернуха, из разряда тех, что снимали у нас пачками лет 20 назад. Главная героиня, работница социальных служб, работающая со стариками, помогает преступным элементам воровать их паспорта, чтобы проворачивать потом свои делишки. В детстве ее насиловали, сейчас она наркоманка - во всем этом, конечно, виновато коммунистическое прошлое, отобравшее у болгарского народа «духовность». Беспросветную безнадегу может развеять только обращение к Богу. К нему и мечтает припасть героиня актрисы Ирены Ивановой, удостоенной приза за лучшую женскую роль в удостоенной «Золотого леопарда» картине. При этом другой болгарский фильм - действительно качественная, точная социальная драма "Слава" Кристины Грозевой и Петара Валчанова - не получил вообще ничего. Видимо, для жюри в ней оказалось слишком мало "искусства".

Фото: кадр из фильма "Без Бога"

Фото: кадр из фильма "Без Бога"

Вторую по значению награду, спецприз жюри, отдали лучшему фильму фестиваля - румынским "Сердцам со шрамами" (Scarred Hearts) Раду Жуде. И на том спасибо. Один из лучших румынских режиссеров на сегодняшний день, Жуде остаётся верен "костюмному" жанру, но возвращает ему некиношную спонтанность и непосредственность реальности. Картина наблюдает угасание утонченного юноши Эмануэля, страдающего костным туберкулёзом и потому прикованного к постели. Фильм Жуде полон с трудом укладывающихся в сознании, но, увы, случающихся в реальности парадоксов – таких как молодость и смерть. Работая с ними, режиссер умудряется обойтись без пошлости и педали – было бы совсем странно, если бы этот тонкий, изысканный, полный жизни, пронизанный декадентской печалью фильм остался без наград.

Фото: кадр из фильма "Сердцам со шрамами"

Фото: кадр из фильма "Сердцам со шрамами"

Как это практически произошло с еще одной лучшей картиной фестиваля - «Мистером Вселенной» (Mister Universo) – прелестной комедией Тиццы Кови и Райнера Фриммеля, победителей Локарно прошлых лет. Как и в предыдущих своих работах, авторы снимают непрофессиональных актеров, строя свою вымышленную историю вокруг их реальных характеров, человеческого обаяния и особенностей характера. Сделано это с большим талантом, сердцем и юмором, но жюри далеко не самого сильного конкурса сочло возможным выделить картине только «специальное упоминание».

Зато призом за режиссуру вознаградили смехотворного «Орнитолога» (O Ornitólogo) португальца Жоао Педро Родригеша. Озабоченные тематикой поиска Бога члены жюри, вероятно, совершенно всерьез отнеслись к этому авторскому посланию – образцу неосознанного кича и псевдорелигиозной пошлости. Завязка «сюжета»: после крушения лодки молодой орнитолог обнаруживает себя спасённым двумя китайскими туристками, которые связывают его по всем правилам БДСМ и зачем-то собираются кастрировать. Орнитологу удается от них бежать, после чего на буколическом пляже он вступает в связь с пастухом по имени Иисус, которого неожиданно убивает, после чего события развиваются еще более «загадочным» образом – до тех пор, пока специалист по птицам ни обретает лицо премированного режиссера, в буквальном смысле возомнившего себя святым.

Фото: кадр из фильма "Орнитолог"

Фото: кадр из фильма "Орнитолог"

За лучшую мужскую роль был отмечен знаменитый польский актер Анджей Северин, сыгравший на одной ноте реального художника Бекшиньского в невыносимой "Последней семье" (Ostatnia rodzina) Яна Матушиньского - хронике вымирания реальной семьи указанного художника. Из шести официальных наград, как видим, четыре досталось фильмам из Восточной Европы, пусть и разного художественного достоинства. В связи с этим немного жаль, что отборщики фестиваля не нашли ничего достойного в российском кино, переживающем год своего имени. Возможно, впервые открывшие для себя кинематограф Болгарии члены жюри из Мексики, Ирана, Бразилии и Китая столь же благосклонно отнеслись бы и к непризнанным отечественным шедеврам.

КСТАТИ

Как попадают в ИГИЛ*, не выходя из Фейсбука

На фестивале в Локарно показали кино о вербовке в ИГИЛ и жизнерадостную египетскую комедию.

"Отдай мне мой Коран!" - требует 17-летняя француженка у матери (Сандрин Боннэр), по требованию властей отключившей дочери интернет и отобравшей мобильник. Девочка хотела бежать в Сирию, где готовилась взорвать себя во имя Аллаха (подробности)

*Террористическая организация, запрещенная в РФ