Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+4°
Boom metrics
Общество26 ноября 2016 8:12

Антон Долин: «Может, лучше плохие фильмы, чем крылатые ракеты?»

"КП" побывала на встрече с кинокритиком
Фото - Денис Пунегов

Фото - Денис Пунегов

Вчера, 25 нобяря, в концертном зале кинотеатра «Парма-2» известный кинокритик Антон Долин ответил на вопросы сыктывкарской публики. В ходе общения с пришедшими кинокритик рассказал о трейлерах и пиратстве, видеоблогах и корейском кинематографе, современной цензуре и российском «Фонде кино».

Как рассказали организаторы, идея пригласить в Сыктывкар Антона Долина пришла после просмотра телепередачи «Вечерний Ургант». Там Антон ведет рубрику, посвященную кино. Затем организаторы прослушали радио «Маяк», на котором тоже выступает приглашенный кинокритик. Кроме того, Антон Долин ведет множество лекций о проблеме кинематографа и пишет книги об известных режиссерах. Это очень привлекло организаторов, они созвонились с Долиным, и он согласился приехать в Сыктывкар.

Фото - Денис Пунегов

Фото - Денис Пунегов

В основном на встречу пришла молодежь и люди среднего возраста, работающие в сфере культуры. Казалось, что эта лекция только для избранных, и сейчас на сцену выйдет очень пафосная персона. Однако перед публикой предстал добродушного вида мужчина с седыми волосами и в толстовке с капюшоном – это и был виновник торжества.

– Я бы хотел, чтобы сегодняшняя встреча была не лекцией с моей стороны, а была разговором с вами, – обратился к зрителям Антон Долин. – Я очень часто езжу в частности по России с самыми разными лекциями, встречами и мастер-классами. Но самое интересное, что есть в каждом городе, – это люди и разговор с ними. Это уже не момент формального общения через вот этот барьер сцены со звездой, которую я вовсе не пытаюсь из себя изображать.

После небольшого вступительного слова встреча приняла более неформальный оборот: публика задавала долгое время волновавшие их вопросы, а Антон Долин почти два часа на них отвечал. Одна из девушек так ждала встречи с кинокритиком, что даже подготовила и подарила подарок. Перед вами несколько фрагментов этой беседы с неравнодушными к кино сыктывкарцами:

– Как вы стали кинокритиком?

– Это невероятно унылая история, потому что она вообще не связана с тем, как мне явился архангел Гавриил или как я с детства любил кино и мечтал снять «Фанни и Александра», а потом решил, что лучше буду кинокритиком. Ничего подобного не было. Когда я закончил школу, я не знал, куда мне поступать учиться, я считал себя в этом смысле бездельником и лентяем. Я пошел учиться в МГУ, потому что знал: из МГУ меня не заберут в армию. И я был очень прав, это был 1992 год, и на носу была Чеченская война. У меня была военная кафедра, получил воинское звание, но не служил. В МГУ я не мог учиться почти ни на одном факультете, кроме филфака, потому что я читал очень много книг и потому что я пишу без ошибок. Я поступил на филфак МГУ, одновременно подрабатывал экскурсоводом и давал частные уроки. После университета мама меня отвела за руку на радиостанцию «Эхо-Москвы». Я ничего не знал о журналистике вообще. На следующее же утро меня вытолкнули на какую-то бессмысленную выставку и сказали записать интервью с куратором выставки. От растерянности я задал несколько вопросов и записал интервью. Примерно через год работы на радио я открыл для себя такую потрясающую опцию, как пресс-показы. Оказывается, было возможно посмотреть фильм бесплатно раньше всех. Все, что мне было потом нужно, это рассказать на радио, понравился ли мне этот фильм. Я стал ходить на пресс-показы, потом попросился в командировку на Каннский фестиваль. Я стал немножко писать о кино, а не только рассказывать на радио.

Фото - Денис Пунегов

Фото - Денис Пунегов

– Что для вас значит Ларс фон Триер и как на вас повлияли встречи с ним?

– Фон Триер очень многие годы и сейчас тоже остается для меня режиссером номер один. Его фильмы «Рассекая волны» и «Идиот» когда-то сподвигли меня заниматься кинокритикой. Это режиссер, нафильмах которого я испытывал это бесценное чувство катарсиса. Это нескромно говорить, но я похожим образом смотрю на мир.

– Как государство влияет на кинематограф?

– Хороший вопрос, не имеющий простого, быстрого ответа. В России цензуры нет, кроме одного очень важного исключения: у нас есть закон о запрете мата. Он, конечно, является по своей природе цензурным. То есть фильму, в котором говорятся всем вам известные слова, не достаточно обозначения на постере 18+. Они просто не получают допуск в прокат кинотеатра. С моей точки зрения, это ужасное безобразие. Но это не политическая цензура, это просто цензура. Хороший случай проверить нашу цензуру – это выход фильма Манского (Виталий Манский, российский режиссер, снял фильм о Северной Корее – прим. авт.) «В лучах солнца». История была такая. За этот фильм взялся независимый дистрибьютор – гражданин Швеции, ему бояться было нечего. Он предложил фильм кинотеатрам со словами: «Это увлекательный документальный фильм, получивший двадцать различных призов по всему миру». Где-то тридцать кинотеатров взяли фильм. После чего Северная Корея через минкульт России распространила ноту, которая гласила: «Мы не хотим, чтобы эта картина показывалась у вас в России, он был снят не так, как мы хотели». Имеет ли право Северная Корея мешать русским кинотеатрам показывать какие-либо картины? Безусловно, нет. Может ли минкульт, уже выдавший прокатное удостоверение фильму, вдруг после этой ноты запретить показ этого фильма? Тоже нет. Тем не менее, эта нота прозвучала. Что же произошло после? Примерно десять кинотеатров одной сети отказались показывать фильм. Остальные не испугались и не сняли. Эти кинотеатры никак не покарали. Из-за всей этой истории, сокращения количества экранов люди пошли на фильм «В лучах солнца» с удвоенным интересом. По-моему, фильм стал самым кассовым документальным русским фильмом.

Фото - Денис Пунегов

Фото - Денис Пунегов

– Я смотрел трейлер фильма «Дуэлянт», очень не хотелось сначала идти, но я был поражен самим фильмом. Какие еще хорошие русские фильмы в этот «Год кино» у нас вышли?

– Не верьте никогда трейлерам. Они всегда врут. Любой фильм – это произведение автора. Трейлер – тоже маленький короткометражный фильм. Он сделан другим автором, эта вещь выдает себя за то, чем она не является. «Дуэлянт» мне очень понравился, но трейлер его я не смотрел по вышеизложенным причинам. Это лучший игровой фильм текущего года, лучший неигровой – это уже названный фильм Манского.

– Есть культура массовая, а есть элитарная. Не является ли это «вкусовщиной»?

– Нет, это не «вкусовщина». Разделение это условно с точки зрения искусства, а с точки зрения киноиндустрии – оно совершенно конкретно. Любой фильм, который выходит на ста и более экранах, уже предназначен для массового потребления. Блокбастеры не случайно так называются, потому что они рассчитаны на тысячи экранов. А если фильм идет в одном кинотеатре или всего один раз демонстрировался на каком-то фестивале, это продукт не массового потребления. Это не вопрос художественного качества, потому что и среди массовых фильмов есть шедевры, и среди элитарных фильмов есть полным-полно бездарных спекуляций. Но, безусловно, такое разделение есть, потому что кино – это индустрия, в которой степень коммерческой нацеленности играет очень важную роль.

Фото - Денис Пунегов

Фото - Денис Пунегов

– Посоветуйте нам смешные южнокорейские и индийские комедии.

– Корейское кино я нежно люблю. Но в основном я знаю некоммерческие, «авторские» фильмы. Южнокорейские режиссеры фантастически умеют наплевать на жанр. Они могут сделать комедию, которая потом оказывается хоррором. Есть фильм режиссера Пак Чхан Ука «Я киборг, но это нормально». Невозможно разобраться, что это такое: романтическая комедия или сюрреалистический хоррор про роботов. Или фильм «Жажда» о корейских вампирах. Вампир там католический священник, а в конце оказывается, что это ремейк Эмиля Золя. Или один из моих любимых корейскихфильмов «Олдбой». При каждом просмотре я не мог понять: это всерьез или надо мной издеваются? До сих пор не могу понять. Фильм «Служанка» – лучший корейский фильм этого года – это тончайший стеб и эротический фильм потрясающей красоты. Поди разбери, где там что. Всем вам советую сходить на «Поезд в Пусан» – самый коммерчески успешный корейский фильм этого года. Фильм про зомби-апокалипсис в одном сверхскоростном поезде, но это не комедия, просто очень остроумный фильм-катастрофа. Про индийский кинематограф не скажу вам ничего, так как не видел его очень давно.

Фото - Денис Пунегов

Фото - Денис Пунегов

– Есть ли разница между тем, что ты бессовестно скачал фильм из интернета, и тем, что ты пошел в кино и заплатил какую-то сумму?

– Ситуация с пиратством должна быть очень простой. У вас есть всего три шага, которые надо предпринять. Проверьте, можно ли посмотреть этот фильм легально, может, он идет в кинотеатре или существует на серверах вроде iTunes. Это первый шаг. Проверьте, не выходит ли он в ближайшее время, есть графики релизов на «Кинопоиске». Вам нужно немножко подождать. Это второй шаг. Но, если для фильма нет легального доступа, или он вышел уже давно, или не выйдет совсем (многие фильмы в таком положении и находятся), то тогда смотрите нелегально. Это значит, что в этой ситуации вы никого не обкрадываете.

Фото - Денис Пунегов

Фото - Денис Пунегов

– Я четыре года ждала встречи с вами, и вот, наконец-то, вы здесь. У меня много очень вопросов, но я выбрала из них только один. Часто в обзорах ругают «Фонд кино». Якобы выделяют деньги налогоплательщиков на ерунду. Что это за «Фонд кино» и почему его так ругают?

– Мне самому кажется, что наше государство много тратит на кино. Я один из экспертов «Фонда кино», то есть один из тех людей, которые голосуют за представленные проекты, выбирая среди них, по возможности, лучшие. Конечно, иногда мы ошибаемся, потому что фильма-то не видим. Нам приносят синопсис или сценарий, приходится по нему предполагать, хороший фильм или нет. «Фонд кино», чтоб вы понимали, выдает довольно небольшие деньги, бывает это одна десятая бюджета. Поэтому говорить, что фильмы делаются за счет налогоплательщиков, – это преувеличение. Звягинцев или Кончаловский с фильмом «Рай» сделали свои картины при поддержке «Фонда кино», хотя и Звягинцев не нравится Мединскому (В. Р. Мединский – министр культуры РФ – прим. авт.). Но государство должно поддерживать кинематограф. И это нормально. Успех фильмов «Левиафан» и «Елена» подсказали нам, что налогоплательщики заинтересованы в новых фильмах Звягинцева. На наши деньги министры строят себе дачи, скупают целые этажи в Сталинских высотках или строят замки в Швейцарии – вам на это, дорогие налогоплательщики, деньги не жалко? Понятно, что жалко на фильмы, а на поддержку стран Третьего мира? Наши бюджеты много на что тратятся. Поэтому, может, лучше плохие фильмы, чем крылатые ракеты?

Фото - Денис Пунегов

Фото - Денис Пунегов

– Знакомы ли вы с таким жанром критики, как видеоблог?

– Я их почти не смотрю. Но я об этом жанре знаю. Мне кажется, что как только они будут продуцировать новые идеи, они станут кинокритиками, только в иной, блогерской форме. А пока они только пользуются «хейтерским» настроением народа, все ругая и не выбирая для этого выражений. По моему мнению, любая критика – это порождение смысла. Если этого нет – ты не критик.

– Зачем при переводе так сильно меняют название картины? Кто это делает и зачем?

– Из-за предрассудков, связанных с предполагаемой тупостью зрителей, которые не способны пойти на фильм, например, под названием «Ночные животные». Хотя они будут знать, что это фильм Тома Форда с Эми Адамс. Почему-то наши прокатчики считают, что наши зрители будут думать, что речь пойдет о ночных мотыльках или кротов, а не про людей. Поэтому они называют фильм «Под покровом ночи», самовольно решив, что это название привлечет больше зрителей. Почему так решают, для менясамого загадка. Но есть и вполне объяснимые случаи. Например, мультфильм «Моана» называется так во всем мире, кроме Италии, потому что в этой стране так зовут местную самую популярную порно- звезду. Хотя и дети, скорее всего, об этом не знают, поэтому решили не рисковать. Вообще переименование фильмов – это не только российское, о и повсеместное явление. Закончилось эта познавательная встреча автограф- и фотосессиями с Антоном Долиным.

Фото - Денис Пунегов

Фото - Денис Пунегов

Фото - Денис Пунегов

Фото - Денис Пунегов