"Бабушка всегда очень переживала, что я мало ем и приставала ко мне: «Наташа, ну что же ты так мало кушаешь?»"Бабушка всегда очень переживала, что я мало ем и приставала ко мне: «Наташа, ну что же ты так мало кушаешь?»
2016-12-30T16:43:10+03:00
Комсомольская правда

Золушка на сцене и в жизни

Балерина Наталья Супрун о формуле «звезды», лени и пирожных

Мы продолжаем серию публикаций материалов из проекта "Комсомолки" глянцевого журнала "КП-Авиа". В этот раз у нас в гостях именитая балерина Наталья Супрун.

Профессиональный век артистов балета недолог. Есть, конечно, и рекордные для балета исключения – Екатерина Максимова, Майя Плисецкая. Именно великая Плисецкая, с которой мир попрощался год назад, была кумиром для нашей героини – народной артистки Коми Натальи Супрун. Впервые выйдя на сцену в начале 90-х годов прошлого века, Наталья остается примой Государственного театра оперы и балета по сей день. Мы взяли интервью у Натальи во время ее гастролей в Германии. По ее словам, именно сюда к Рождеству съезжается весь русский балет. При этом сыктывкарская труппа занимает почетное место, и спектакли с Натальей Супрун в ведущих партиях неизменно проходят с аншлагом.

Сколько мы знаем случаев, когда способный ребенок не делал карьеры потому, что давал слабинку, ленился.

Сколько мы знаем случаев, когда способный ребенок не делал карьеры потому, что давал слабинку, ленился.

«Не будет жизни без балета»

- Как ты попала в балет?

- Начиналось все в Вуктыле, где я жила с родителями. За компанию с подружкой пошла в танцевальный кружок. Потом эта девочка бросила, а я осталась. Преподаватели всегда отмечали меня, говорили, что девочка способная, и посоветовали моей маме отдать меня в хореографическое училище. И мама села писать письма. Писала в Пермь, куда-то еще. Откликнулись два училища, но выяснилось, что набирают в них после начальной школы, а я училась только в третьем классе. И как раз в это время по радио объявили набор от Уфимского хореографического училища в Сыктывкаре. Училище было молодое, и педагоги ездили по республикам в поисках способных учеников.

- И ты поехала в Уфу?

- Да, я прошла отбор вместе с еще тремя ребятами, в том числе Андреем Меркурьевым (солист Большого театра – прим.ред.). В итоге мы с ним вдвоем и закончили училище. Отсев был очень большой. Во-первых, это сложно. Во-вторых, могут быть отклонения, связанные со здоровьем, потому что на ребенка сразу сваливаются большие нагрузки. У кого-то плохие оценки, и он просто не успевает. Я, видимо, справлялась со всем, раз закончила училище с красным дипломом.

"Важно прививать вкус с детства, как можно чаще включать классическую музыку."

"Важно прививать вкус с детства, как можно чаще включать классическую музыку."

- Ты сейчас вспоминаешь, через что пришлось пройти? Эти слезы от разлуки с домом, боль, трудности?

Я любила балет с детства, и это окупало все. Бабушка всегда очень переживала, что я мало ем и приставала ко мне: «Наташа, ну что же ты так мало кушаешь?». А я ей отвечала: «Если я буду много есть, как же меня партнер будет поднимать?» или «У меня не будет жизни без балета». Откуда я, еще дошкольница, это взяла? Ведь в семье никто не имел отношения к искусству.

Зритель спит? Не страшно!

- Ты с балетом венчана, и никуда от этого не деться. А есть зрители, так же влюбленные в балет, или их надо растить, воспитывать?

- Зрителя необходимо воспитывать, и хорошо бы с самого детства. Бывает, что я встречаю взрослых людей, которые удивляются, узнав, что у нас в Сыктывкаре есть театр оперы и балета. Поэтому хорошо, когда в школе, в садике детей знакомят с этим искусством. Важно прививать вкус, хотя он у ребенка может быть и врожденным. Надо как можно чаще включать классическую музыку. И не только музыку, надо водить детей в музеи, театры, на выставки, даже если самих родителей не водили в детстве. Это очень вдохновляет. Есть так много детских сказок с хорошей музыкой.

Самая хорошая диета – много работать.

Самая хорошая диета – много работать.

- Сыктывкар — город культурный?

- Хотелось бы в это верить. Мне всегда очень приятно, когда в театре аншлаг, причем не только в том, где я танцую, но и в том, куда я прихожу как зритель.

- Если зритель заснет во время спектакля - обидишься?

Почему же? Зритель разный бывает: может, он пришел после тяжелой смены или плохо спал накануне. Что плохого, если он поспит под красивую классическую музыку, с приглушенным светом? Пожалуйста! Зрители разбудят его аплодисментами, и он, возможно, второй акт проведет с нами.

Диета - для ленивых

- Ты - прима, и первые роли пока твои. А какова цена этого успеха, что далось труднее всего?

- Истертые пальцы, постоянная боль – все это улетучивается, когда выходишь на сцену и чувствуешь отдачу от зрителя.

Самое трудное все-таки – на протяжении всей балетной жизни, каждый день ходить на урок классического танца. Какими бы ни были настроение, здоровье, погода. Каждое утро, идя на класс, ты совершаешь подвиг. Но стоит только притащить себя туда, сделать первые движения – и все, желание прогулять отступает, ты включаешься.

- Но ведь у вас есть отпуск, когда ты имеешь полное право на класс не ходить…

- Можно пропустить первую неделю, даешь себе слабинку, но потом снова занимаешься, потому что надо входить в форму. Много пропустишь – придется работать гораздо больше. Тело очень быстро теряет форму.

- Эти знаменитые диеты, когда балерина отказывает себе во всем - насколько они актуальны?

- Самая хорошая диета – много работать. Тогда можно есть все. Я, например, ем все – и те же самые пирожные, которыми так пугают. Все «сгорит» во время работы. А иногда и есть-то некогда: чем больше ты занят, тем меньше времени тянуть что-то в рот.

"Что плохого в том, если зритель поспит под красивую классическую музыку с приглушенным светом? Пожалуйста! "

"Что плохого в том, если зритель поспит под красивую классическую музыку с приглушенным светом? Пожалуйста! "

Гимнастика не прокатит

- У тебя есть своя школа. Не каждый артист может этим похвастать.

- У меня детское объединение при республиканском центре дополнительного образования, которое я назвала «Школа классического балета Натальи Супрун». Сейчас занимаются 14 девочек. Думаю, будет больше: мы довольно поздно объявили набор. Я рассчитывала на первоклассниц, но пришли старшие дошкольники. Это и лучше: у нас сейчас подготовительный год, мы занимаемся развитием физических данных, а на будущий год будем вставать к станку. Занимаются они днем, жертвуя «тихим часом» в садике, – значит, для родителей это важно.

Сейчас главная моя задача – привить им любовь к балету, к искусству, к своему телу, подготовить их физически, развивать внимание и координацию. Я считаю, главное - чтобы у ребенка был интерес. Ведь у нас нет задачи сейчас растить из них балерин. Это все впереди. Им всего шесть лет.

- Ты сама разрабатывала методику или это опыт твоих педагогов?

- Я преподаю классический танец уже 11 лет. Сейчас в работе с детьми я использую весь свой багаж.

- Ты строгий педагог?

- Мягкий. Но своего я добьюсь. Я всегда объясняю, что и зачем нужно, а не настаиваю на слепом выполнении требований. У меня нет такого: «Делай, как я сказала, - и все тут!».

- Можно взрослого человека научить балету? Знаю, что в частных студиях есть и 50-летние ученицы.

- Никто не наденет на них пачку и не выпустит на сцену – зрителю это не нужно. Но почему бы не позаниматься для себя, для души? Вообще, балет – искусство молодых, должно быть красивое подтянутое тело, на которое приятно смотреть. И еще нужны силы.

- Балет – это классическое искусство. Оно развивается или его задача - сохраниться в первозданном виде?

- Балет в любом случае развивается. В последнее время много привнесено из гимнастики. Появились какие-то акробатические движения, есть много артистов, у которых колоссальный шаг – до уха и за ухо. Но искусство балета, особенно русского, всегда отличалось эмоциональностью, душой. То есть ты не просто показываешь мастерство движений, а несешь образ, и зритель сопереживает вместе с тобой. Художественная гимнастика без души не прокатит.

- Какая из ролей, сыгранных тобой, самая эмоциональная?

- Жизель. Если зритель плачет на сцене сумасшествия, - это хорошо, значит, мне удалось донести до него то, что заложено в этой партии. Каждый раз ты танцуешь как в первый, потому что в зале есть зрители, которые видят этот спектакль впервые. И ты танцуешь для них – на полную катушку, как будто это происходит с тобой здесь и сейчас.

- А если партнер с тобой на другой эмоциональной волне, и передать образ не получается?

- Я стараюсь так играть, чтобы он обязательно ответил эмоционально. И это первично: сначала контакт с партнером, и только тогда можно донести предлагаемые обстоятельства до зрителя. Если получится у нас, значит, и зрителя зацепит.

- С чем балет несовместим категорически?

- С ленью! Лени в балете быть не может. Если работать над своим телом не будешь, то и результата в итоге не будет. Сколько мы знаем случаев, когда способный ребенок не делал карьеры потому, что давал слабинку, ленился. Те, кому многое дано от природы, часто расслабляются – и проигрывают. А дети со средними данными, но трудяги, многого добивались и выходили на первые роли. Упорство, желание, работа над собой дают больше, чем заложенные природные данные.

- То есть формула звезды – это дар плюс труд?

- Да, и еще чтобы голова была на плечах. Тело-то само не будет двигаться красиво, оно идет от умной головы.

- Кто для тебя образец для подражания?

- Тут у меня ничего не поменялось с детства: это Плисецкая. У нас много красивых прекрасных балерин, но Плисецкая – это такой стержень, нерв, который не отпускает. Любое интервью, любую передачу я смотрела взахлеб. И так же смотрела спектакли. В 1996-м году, когда мы ездили в Финляндию, мне посчастливилось видеть ее на сцене. Она танцевала «Умирающего лебедя». Это было потрясающе!

- Но это и уровень культуры потрясающий. Ннасколько важно артисту балета быть разносторонне развитым?

- Очень важно. Человек должен быть образованным во всем. Главное в человеке - глаза. Ты их не скроешь. Если они пустые, то кто тебе поверит? Образ в спектакле просто так не рождается – это, прежде всего, душевные силы. А где их черпать, если не в искусстве?

Слушаю тишину

- Что ты любишь читать и слушать?

- С детства люблю Булгакова. Правда, сейчас удается читать только в поездках. Книги, которые я читаю детям, не в счет. Это просто мамина работа. На музыку времени нет. Мне нравится классическая музыка, но когда я дома одна, то слушаю тишину. Раньше часто включала телевизор. Теперь он мешает.

- Каждый раз выкладываться на спектакле тяжело. Как ты восстанавливаешься?

- Лучший отдых – это смена деятельности. Вот напрыгаешься ты на пуантах на дневной репетиции, приходишь в школу к детям уставшей, но стоит только начать заниматься ними, откуда-то берутся силы. После спектакля лучший отдых – это сон.

- Как ты совмещаешь работу с семьей?

- Все получается благодаря мужу. Он взял на себя почти все – отводить и забирать из садика, гулять в выходные, готовить ужин.

- Как вы познакомились: кого он узнал в тебе первой — человека или балерину?

Муж увидел меня впервые в спектакле «Золушка». Потом он сказал, что сестры и мачеха так издевались надо мной, что он понял, что хочет меня спасти во что бы то ни стало: я должна стать его женой, а он будет обо мне заботиться. При первом знакомстве он подарил мне написанный маслом осенний пейзаж (он художник, у него потрясающий художественный вкус).

- Твои сыновья будут заниматься балетом?

- Думаю, что нет. Старший Сергей, еще когда был дошкольником, категорически сказал, что танцевать не будет. Он учится в гимназии искусств по классу трубы. Младший Мирон любит рисовать, причем делает это по-своему. В прошлом году он лепил из глины, в этом году занимается рисунком. Подход у него очень творческий: он не просто выполняет задание, а обязательно вносит какую-то свою изюминку. Было задание нарисовать снеговика. И вот мы видим результат. У ребят на куске ватмана нарисованы прекрасные крупные снеговики. У Мирона – ярко-зеленая трава и замок. «А где же снеговик?» - спрашиваем. «Ну, вот же он – в снежной комнате в замке». И правда: вгляделись – и увидели в одном из окон снеговика. Было задание нарисовать лягушку. Все нарисовали красивых зеленых лягушек. У Мирона – красная. Оказалось, она загорела так.

- О чем ты мечтаешь?

Сейчас я мечтаю, чтобы у меня были здоровые ноги. Потому что от этого зависят и роли, и планы.

С КП-Авиа вы всегда на высоте!

С КП-Авиа вы всегда на высоте!

Где можно найти "КП-Авиа"? В кармашках пассажирских кресел в самолетах авиакомпаний «Комиавиатранс» и «Нордавиа», на стойках в «стерильных» зонах всех аэропортов республики, в фойе администрации Сыктывкара и Госсовета Коми, в министерствах и ведомствах, в спортивных объектах столицы Коми, гостиницах. Полный список мест распространения опубликован в журнале. По вопросам распространения и рекламы обращайтесь по адресу электронной почты kp@kpkomi.ru . Телефон редакции – 8-922-587-11-13, рекламной службы – 8-922-277-36-60.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:

Новости 24