Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+2°
Boom metrics
Общество21 апреля 2017 12:15

А вам не чудится?

«КП-Авиа» продолжает рубрику, в которой рассказывает о мифах и легендах коми народа
Авторская работа Кристины Овсянкиной - специально для "КП-АВИА"

Авторская работа Кристины Овсянкиной - специально для "КП-АВИА"

… В те далекие-далекие времена, когда дети утки (той самой, которая считается прародительницей) - братья Ен и Омоль — поочередно наполняли мир жизнью, на земле появился первый народ — чудь. Но до сих пор ученые и фольклористы спорят о его существовании. "КП-Авиа" вспоминает старинные легенды.

Гномы. А вы верите в них? Оказывается, есть реальные факты, доказывающие, что испокон веков существовали таинственные подземные города, где жил народ, ушедший под землю из-за природных катаклизмов или кровопролитных войн. Те самые гномы.

- Чудь «ушла в камень», в нем хоронится. По вечерам она внутри гор разговаривает, - написал в своей книге «Страна холода» Василий Немирович-Данченко.

Что за чудь такая? Краеведы в 1928 году зафиксировали такой рассказ жителя Урала: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. …Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца».

Есть подобные легенды и у жителей Карелии, у ненцев и у народа коми. В преданиях подземные жители описываются как низкорослы, с темной кожей, обладающие тайными знаниями и умениями.

У коми есть несколько версий о том, что из себя представляет чудь. Этнографы спорят — мифический это народ или предки-язычники, жившие в незапамятные времена Золотого века.

Авторская работа Кристины Овсянкиной - специально для "КП-АВИА"

Авторская работа Кристины Овсянкиной - специально для "КП-АВИА"

Версии о том, что это не выдумки, придерживается ученый-этнограф Любовь Грибова.

- Чудь – дохристианское население Приуралья, предки современных финноязычных народов, имевших свое мировоззрение, которое получило отражение в пермском зверином стиле.

А вот старики говорили, что чудью у коми называют несуществующий народ, который жил на пермских землях в стародавние времена. Чудские люди ни с кем не общались и не понимали ни русского языка, ни языка коми. Считается, что природа чуди была двоякой: наполовину это были люди, наполовину - сверхъестественные существа, родственные духам.

По преданиям, чудской народ обладал несметными сокровищами, завладеть которыми стремились многие. Однако они не смогли защитить себя, когда в их края пришли чужие люди - переселенцы, осваивавшие новые земли. Терпеть издевательства «пришлых» не было никаких сил. И тогда чудь решила уйти. Они собрали весь свой скарб, забрали детей и с плачем покинули свои деревни.

Куда они ушли? По одной версии, чудь, не желая принимать новую веру, вырыли в лесу глубокие норы, залезли под землю и обрушили подпорки, заживо себя похоронив вместе с золотом. Места самопогребения чуди называют чудскими ямами. В этих местах может «являться» чудь, несмотря на то, что она невидима, но может показываться в человеческом облике. О таких местах говорят, здесь чудится.

По другой, чудь-народ воспользовался своей двоякостью и переселился в параллельный мир. Их присутствие хоть и нельзя увидеть обычным глазом, но игнорировать его невозможно. Поэтому среди коми был распространен обычай «поминать чудь» в Семицкую субботу. На старые кладбища дети несли блины и оставляли там со словами: «Помяни, Господи, чудского дедушку, чудскую бабушку!..»

Есть еще одно предание, что чудь ушла на север, где смешалась с ненцами и обскими уграми. Чудские не смогли взять с собой все свои богатства, и по всей пермской земле спрятаны золотые чудские клады, которые ни при каких обстоятельствах не открываются современным людям. Все эти сокровища защищены так называемым «завещанием чуди». Если же знать заветные слова, клад сам выйдет навстречу.

Правдивы ли эти легенды? Может быть, их следует рассматривать только как местный

фольклор, как красивые сказки? Однако очень многие факты говорят в пользу того, что чудь - не мифический народ, она действительно существует, видимо, как-то приспособившись к жизни под землей. Зафиксированы даже рассказы людей, встречавшихся с выходцами из загадочного народа. Но выйдет ли чудь из-под земли? Ответ на это можно найти в старинном предании, которое говорит: «Только не навсегда ушла чудь. Когда вернется счастливое время, придет чудь опять, со всеми добытыми сокровищами».

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Павел Лимеров, к.ф.н., ведущий научный сотрудник сектора фольклора института истории, языка и литературы КНЦ УРО РАН:

- Предания о языческой чуди, захоронившей себя, - едва ли не самый распространенный вид фольклорных рассказов у коми-зырян. Наравне с тем, что коми представляют чудь в качестве предков, не принявших христианскую веру и из-за этого похоронивших себя в чудских ямах, в фольклоре коми-пермяков бытуют тексты, в которых чудь представлена как очень странный народ, не имеющий к людям отношения. Я выделяю в научных работах два типа текстов о чуди. Во-первых, это тексты о карликовой чуди — наши первопредки, жившие в мифические времена. Во-вторых, легенды о чуди-язычниках, относящихся к эпохе Средневековья.

Мир, в котором живет карликовая чудь, совсем непохож на мир людей, прежде всего, своими размерами. Здесь до неба можно достать рукой! Например, героиня одного их преданий приклеивает блины к небу.

Мифическая же чудь совсем не похожа на людей. По преданиям коми-пермяков, они мохнатые, ушастые и всегда черные, вместо ступней ног — свиные копыта. К тому же чудины были настолько малы, что им трава была как лес, а укрыться от дождя они могли под зубьями бороны. О росте и происхождении карликов в легендах встречаются такие упоминания: «Первый человек появился в роще, под красноголовиком. С мизинец родился. А разве под грибом крупнее поместится?», «До пермяков жили первые люди, они родились и жили под землей, вместе с кротами».

Еще одним отличием чудского народа было то, что их дети могли говорить и ходить с рождения. Чудь делала все не так, как люди. Чудь косит сено долотом, хлеб жнет шилом, так как не знает серпа. Карликовая чудь живет в эпоху, которую принято называть золотым веком, в эпоху, когда небо и боги были близко, когда не было голода и не нужно было работать. Поэтому весь смысл мифов о карликовой чуди направлен на то, чтобы показать, каким образом идеальный мир золотого века превратился в современный мир, в котором небо высоко, и голод есть, и детей надо воспитывать.

Авторская работа Кристины Овсянкиной - специально для "КП-АВИА"

Авторская работа Кристины Овсянкиной - специально для "КП-АВИА"