Премия Рунета-2020
Краснодар
+18°
Boom metrics
Общество23 мая 2017 10:00

В Крымском районе родных погибшего летчика отыскали благодаря «Бессмертному полку»

Поисковики долго не могли установить имя героя и даже не надеялись так скоро найти его потомков [фото]
На свое последнее задание летчик отправился на Ил-2.

На свое последнее задание летчик отправился на Ил-2.

Очередная находка позволила открыть еще одну страницу в летописи великой истории. В лесу неподалеку от хутора Верхняя Ставрополька Крымского района поисковики обнаружили обломки самолета Ил-2 и человеческие останки.

БЕЗ ЕДИНОЙ ЗАЦЕПКИ

- Нам не удалось найти номера судна, которые позволили бы установить имя пилота. Поэтому пришлось собирать косвенные данные. Полное отсутствие боеприпасов указывало на то, что самолет одноместный. Практически все гильзы были маркированы 41-м годом и лишь на нескольких найдены клейма, указывающие на 42-й год производства, - объяснил «Комсомольской правде» - Кубань» заместитель руководителя поискового отряда «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев.

Позже поисковики узнали, что найденный самолет произвели на заводе Народного комиссариата авиационной промышленности СССР № 18 в 1942 году.

Удар был такой силы, что разорванные в клочья обломки штурмовика разбросало по всему лесу почти на 100 метров. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

Удар был такой силы, что разорванные в клочья обломки штурмовика разбросало по всему лесу почти на 100 метров. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

- В силу того, что только 18 штурмовой авиационный полк терял Ил-2 в указанное время в этом месте, мы сосредоточились на исследовании архивов именно этого подразделения, - продолжил Евгений Порфирьев. - Стало известно, что с августа по декабрь полк потерял 23 самолета и девять пилотов. Все не вернувшиеся с боевых заданий самолеты были одноместными, и теоретически каждый из них мог быть тем самым, найденным нами в урочище Куафо.

ГЕРОЙ НЕ ЗАБЫТ

Исследователи проанализировали все эпизоды, когда вместе с самолетом погиб пилот. Окончательную точку в этой истории помог поставить Журнал боевых действий ВВС ЧФ за 1942 год, в котором было написано, что 23 сентября за штурвалом Ил-2 № 1875821 был старший лейтенант Георгий Петрович Попандопуло. Он родился в Ташкенте в 1912 году. При штурмовке войск противника, самолет был подбит и упал в излучине реки Абин. Удар был такой силы, что разорванные в клочья обломки штурмовика разбросало по всему лесу почти на 100 метров, а на месте падения образовалась большая воронка. Летчик погиб.

- Начав поиск родственников Георгия Петровича, мы обнаружили, что в семье Попандапуло помнят и чтят своего героя. На сайте «Бессмертного полка» его внуки разместили информацию о боевом пути деда. Из этого рассказа мы узнали, что за несколько дней до гибели старший лейтенант Попандапуло был представлен к награждению орденом Отечественной войны 1 степени, - добавил заместитель руководителя поискового отряда «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев.

Летчик погиб, но о его подвиге до сих пор помнят внуки. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

Летчик погиб, но о его подвиге до сих пор помнят внуки. Фото: kubplazdarm.tuapse.ru

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПОТОМКОВ

«Мой дедушка, Попандапуло Георгий Петрович - летчик-штурмовик. Во время Великой Отечественной войны он защищал небо нашей Родины в составе 18 авиаполка авиации Военно-Морских сил на Черноморском флоте. Он летал на новых, тогда еще одноместных штурмовиках Ил-2. В 1941-1942 годах они были самыми современными машинами у нас на вооружении, хотя и плохо защищены. Поэтому из тех летчиков, которые начинали на них летать в 1941 году, в живых к концу войны остались единицы.

Но, несмотря на постоянную опасность, Георгий Петрович совершил множество боевых подвигов. Об одном из них писали все газеты того времени. Все произошло во время обороны Новороссийска в 1942 году. Враг перебрасывал на Таманский полуостров очень много живой силы и техники. И летчикам поставили задачу - нанести штурмовой удар.

Командир полка майор Губрий выбрал для этой задачи звено Касторного, ведомым которого шел Георгий Петрович. В хмурую погоду фашисты не ожидали внезапного нападения, наши летчики нанесли разящий удар, уничтожив много наземной техники. Но, в коне атаки на штурмовики напали мессершмитты. Георгий Петрович, видя, что самолеты окружают автоматчики, дал несколько очередей, чтобы враг залег, и совершил посадку рядом с самолетом командира. Перебив бензопровод на подбитом самолете командира и взорвав его, летчики под самым носом у немцев взлетели и благополучно добрались до своего аэродрома. За этот подвиг Георгий Петрович был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Георгий Петрович писал много писем с фронта. Они хранятся в нашей семье как реликвии. Он писал про то, что они бьют врага каждый день и не уступают ему не пяди нашей земли.

23 сентября 1942 года Георгий Петрович не вернулся с боевого задания. К сожалению, дедушка не дожил до Победы, но каждое 9 мая мы вместе с ним будем идти маршем по Красной площади вместе с «Бессмертным полком».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Под Крымском поисковики нашли останки летчицы-штурмовика времен войны

Удивительную находку обнаружили поисковики в лесу под Крымском. Еще в конце 2014 году они наткнулись на место падения военного самолета. По характерным деталям, боекомплекту, специалисты сразу установили - это штурмовик Ил-2 (читайте далее)

Под Новороссийском обнаружили сбитый в 1943 году истребитель

Обломки самолета времен Великой Отечественной войны обнаружили поисковики «Кубанского плацдарма» на северо-западных скатах горы Колдун вблизи поселка Федотовка. Судя по разлету обломков, самолет падал со стороны Федотовки и после столкновения с землей сгорел (читайте далее)

В горах под Туапсе нашли истребитель легендарного советского летчика

Низкие октябрьские тучи то и дело цеплялись за вершины гор, грозя пролиться очередным осенним дождем. Для взлетевшей с аэродрома базирования в селе Лазаревском группе истребителей во главе с подполковником Дмитрием Каларашей такая погода, с одной стороны, являлась идеальной – прячась облаках, можно было внезапно атаковать немецкие «мессеры». Однако серая дымчатая хмарь служила отличной маскировкой и для вражеской авиации (читайте далее)