Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России
Фото: Борис КОКУРИН
С ТРЕХ ЛЕТ НА «БРЕЮЩЕМ»
- Летать я начал с трех лет. Может быть и раньше, но это тот возраст, когда я точно помню, что летал на «бреющем», над полем. Я приходил на луг, представлял, что управляю вертолетом и смотрю на это море травы из кабины. Раскидывал руки и летал, - Станислав Штинов улыбается. - Я почему-то всегда знал, что буду пилотировать вертолеты. Всегда хотел этого.
Мы встретились на аэродроме Хабаровского авиаотряда. Охранник, пристально рассматривающий мои документы, услышав фамилию Штинов, подобрался и строго поправил - ударение ставьте на последний слог, так правильно.
- Проходите, Станислав Борисович вас сам встретит, его предупредили.
Высокий, подтянутый, улыбчивый и очень простой. Фуражка поднята на лоб, из-под нее смеются глаза. Светлые, с острыми зрачками. О небе и вертолетах Станислав может говорить бесконечно.
- Где остановимся? - спрашивает меня лучший вертолетчик России. - Штаб? Или...
Ну, естественно мы идем к вертолету специальной спасательной модификации Ми-8.
Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России
Фото: Борис КОКУРИН
ДВА ДУРАКА - СИЛА
Машина стоит на летном поле, вокруг колдуют техники - авиация МЧС всегда должна быть готова к вылету. Не обращая на суету внимания, Станислав подходит к борту и поглаживает теплый дюраль ладонями.
- Соскучилась, девочка? - смеется он. - Застоялась.
- Девочка? - удивляюсь я, глядя на семитонный вертолет с четырьмя тысячами лошадок «под капотом».
- Ну конечно девочка, - объясняет пилот. - Василиса. Нежная, чуткая, мягкая, временами капризная, но, если надо, очень сильная и выносливая. Это Ми-24 - мужик. Похлопал его по борту, сказал «Привет» - можно лететь, не подведет. Он чувствует силу, ты ощущаешь мощь. Зверь-машина. Он «дурак», и ты «дурак» - как говорится, два дурака - сила. Ми-26 - корабль, Боинг 747 - пацан перед ним. Ощущение, когда ты одним легким движением руки поднимаешь с земли 56 тонн, - непередаваемые. А эту надо погладить, тогда она для тебя сделает все, что надо, и даже больше.
Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России
Фото: Борис КОКУРИН
О вертолетах Станислав Штинов знает все. В 1987 году он окончил Сызранское высшее военное училище летчиков, служил в вертолетном полку под Хабаровском, воевал в Афганистане и Чечне, дослужился до майора - командира вертолетного звена, более 10 лет отработал летчиком-испытателем на Хабаровском авиаремонтном заводе. С 2009 года в МЧС,где получил звание полковника и должность начальника отдела авиации Дальневосточного регионального центра. Все вертолеты, которые сейчас летают на Дальнем Востоке, «доводил» именно он.
- Я все их учил летать, - объясняет Станислав. - Они, когда попадают к тебе после ремонта, новенькие, со свежей еще краской, они как дети - ничего не умеют, ничего не знают, всего боятся. «Писаются» под себя - где-то что-то подтекает. Ну, ей Богу, младенцы. Вот их вынесли из родильного зала, отдали тебе на руки, и ты шаг за шагом каждый день понемногу делаешь из них настоящих «людей». Учишь, выводишь в большую жизнь. Когда их у меня забирали заказчики, всегда провожал сам, стоял на полосе и глядел, пока не исчезнет за горизонтом.
С ВОЙНЫ НИКТО НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ
О войне Станислав вспоминать не любит. Хотя повоевать пришлось, и на первую свою войну - в Афганистане - он попросился сам.
- Только я прибыл в Хабаровск, женился, и тут стали формировать эскадрилью в республику Афганистан. Меня тоже включили, а потом вдруг убрали. Я пошел к командиру - тот говорит: «У тебя, молодая жена, какая тебе командировка? Сиди дома, все списки уже подписаны командующим воздушной армией». Я ему: «Разрешите обратиться к командующему». Тот только ухмыльнулся, мол, обращайся. Я нагладил парадную форму - и в ДК офицеров, там было какое-то мероприятие, на котором он присутствовал. И я к нему, сквозь всю свиту, подошел парадным шагом. Он меня выслушал и задал только один вопрос: «Зачем тебе это? Там убивают, лейтенант». Ну а как я мог отказаться? Ребята все едут туда, а я здесь отсиживаться? Ну, я у него и спросил - а как бы вы на моем месте поступили? Он помолчал, потом говорит - езжай. Затем была первая чеченская. Там каждый день для меня был, как несколько месяцев. Очень тяжелая война. С войны никто не возвращается. Кто-то приходит в «цинке», кто-то своими ногами, но душа и мозг остаются там.
Войны даром не прошли: развод с женой, депрессия, выйти из нее помогли летная работа и цикл передач о войне, которые вместе со Станиславом снимала тележурналистка Лидия Гемма.
Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России
Фото: Предоставлено героем публикации
ЗДЕСЬ СВОЙ БОЙ - ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ
Все прошло, с женой отношения наладились, дети опять потянулись к отцу.
Через какое-то время Станислав женился вновь. Его избранница Татьяна сама служит в МЧС - в парашютно-десантной службе, мастер спорта, три с половиной тысячи прыжков.
- Я всегда очень напрягаюсь, когда вижу свою суженую с парашютом, всегда сердце замирает, - делится Станислав. – Стараюсь, чтобы летали в разных машинах. Дома-то три ребеночка. Но не всегда получается, служба есть служба. Когда случается беда, и надо лететь спасать людей, тут уже не до опасений.
Станислав в МЧС уже восемь лет. И считает, что эта работа на порядок сложнее, чем военная. Сравнивать есть с чем: за это время летчик принял участие не в одном десятке сложнейших спасательных операций. Это из крупных. «Обычных» вылетов у него - сотни.
- Спасатели всегда на войне, вот только воюют они за человеческие жизни, летать приходится в очень сложных условиях. Здесь нет слова нельзя, есть - «надо». Не сможешь прилететь - люди погибнут. Вот и выжимаешь и из себя, и из машины все возможное. На войне страшно от того, что ты можешь погибнуть, здесь - от того, что если не смог, не успел, погибнет кто-то другой. Есть такие операции, которые просто душу выворачивают. Никогда не забуду глаза деток, которых мы эвакуировали из разбившихся автобусов. Бежал к вертолету, нес на руках и молился - выживи!
Хабаровский спасатель признан лучшим пилотом вертолета России
Фото: Предоставлено героем публикации
НАГРАДА НЕ МОЯ
У Станислава множество боевых наград, но особенно он ценит крест МЧС «За заслуги».
О том, что Станислав Штинов победил в конкурсе на получение ежегодной премии Ассоциации Вертолетной индустрии, как лучший пилот винтокрылой машины государственной авиации, в стране стало известно недавно, в конце мая. На вопрос, каково это - быть лучшим летчиком, он только пожимает плечами - почему только я лучший?
- Меня жена спрашивает: на что премию планируешь потратить? - смеется Станислав. - Сумма там вроде бы неплохая, а мы в частном доме живем - там деньги никогда не лишние, пятеро детей, опять же. Но я ей сразу сказал: прости Таня, но я на себя эти деньги тратить не буду. Накрою ребятам стол. Почему? Да потому что один ты ничего не стоишь, все твои заслуги - это заслуги прежде всего тех, кто находится рядом с тобой. Готовит твой вертолет, обеспечивает твои полеты, подставляет плечо во время спасательных операций. Так что хоть лучшим и признали меня - награда эта общая, всего нашего центра, всех ребят, которые здесь служат и ежедневно воюют за человеческие жизни.