Премия Рунета-2020
Мурманск
-1°
Boom metrics
Общество27 апреля 2024 12:35

Самолет горел, дети спасали взрослых. В крушении Ан-2 в Ненецком АО виновным признали командира самолета

В Ненецком АО за гибель двух человек в крушении Ан-2 ответит командир самолета
В день трагедии самолет попал в сложные погодные условия. Фото: МАК

В день трагедии самолет попал в сложные погодные условия. Фото: МАК

9 января 2023 года в 10 километрах от поселка Каратайка в Ненецком автономном округе разбился пассажирский самолет Ан-2. 10 человек пострадали, еще двое - второй пилот и 54-летняя пассажирка - погибли.

«Несоблюдение авиационных правил»

Обвинение после трагедии предъявили командиру самолета – ему вменяли нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и смерть двух лиц.

- Причиной происшествия стало несоблюдение командиром воздушного судна федеральных авиационных правил, что повлекло интенсивное обледенение самолета и его столкновение с землей. С учетом позиции государственного обвинителя суд признал командира воздушного судна виновным и назначил наказание в виде ограничения свободы на четыре года, - рассказала государственный обвинитель Архангельской транспортной прокуратуры Марина Савина.

Услышал, что двигатель заглох, и крикнул всем - группироваться

В день трагедии самолет попал в сложные погодные условия. На Севере погода часто меняется и становится опасной, аэропорт Каратайки погрузился в туман.

Что с самолетом что-то не так, первым заметил пассажир Андрей Хатанзейский - он услышал, что двигатель заглох.

- Я посмотрел в окно, увидел, что быстро снижаемся – летим в землю, и крикнул всем: «Группируйтесь!». Была лишь одна мысль: хоть бы никто не погиб, - вспоминает Андрей.

Ан-2 совершил жесткую посадку посреди заснеженной тундры и загорелся. Всего на борту находилось 12 человек, в том числе два пилота. Некоторые от удара о землю потеряли сознание.

В трудную минуту героями проявили себя братья 11-летний Илья и 14-летний Саша Хатанзейские. Они в тот день возвращались домой после новогодних каникул у родственников. Саша вспомнил, чему его учили на уроках ОБЖ, и этим спас жизнь и себе, и другим. Ребята вместе с Андреем таскали на себе взрослых людей, приводили их в чувство, помогали остановить кровь и разговаривали с ранеными, не давая им вновь потерять сознание.

В самолете находились 12 человек, двое погибли. Фото: МАК

В самолете находились 12 человек, двое погибли. Фото: МАК

Саша нашел в хвосте самолета огнетушитель и отдал Андрею. Тот бросился к пилотам – у одного из них горели ноги, огонь также был на приборной панели и расползался по кабине. Второй пилот был в сознании, хоть и с пробитой головой, и подсказывал парню, что делать.

Саша понял, что лучшее, что он может сделать – это вызвать помощь. Подросток схватил телефон, но в тундре ловило плохо, поэтому пришлось забраться на фюзеляж - только там удалось поймать сигнал и дозвониться в «112». Несмотря на волнение, Саша четко и подробно рассказал, что случилось. И даже смог назвать координаты – в телефон у мальчика была загружена карта.

- Мы хотели найти аптечку, чтобы помочь раненым, но она, вероятно, была где-то в кабине пилотов, а та была вся смята. Я помогал разгребать завалы, чтобы вытащить людей из салона. Илью я попросил накрывать людей вещами из чемоданов, чтобы они не замерзли, - говорит Саша.

После этого в Совете Федерации братьев отметили медалями «За проявленное мужество». Кстати, ранее их уже наградили медалями «За спасение погибавших».

Выцарапали людей у тундры

Порядка трех часов понадобилось наземной группировке МЧС, чтобы добраться до места крушения Ан-2. Место удаленное, бездорожье – спасатели в сильный туман буквально пробивались туда на снегоходах и вертолете. С выжившими поддерживали постоянную связь, спрашивали об их самочувствии, объясняли Андрею, как остановить кровь у пострадавших и что можно сделать с ранами до приезда спасателей и врачей.

В белом плену тундры пассажиры самолета оказались при морозе ниже -10. Но жители Каратайки уже знали о беде и сами бросились на помощь – приехали к месту крушения на снегоходах, привезли теплые вещи, сначала забрали детей, потом пострадавших взрослых в местную амбулаторию. Коллектив там маленький, но до приезда врачей из центра медработники помогали раненым на высшем уровне. Михаил и Андрей оставались на месте авиакатастрофы, светили фонариками спасателям, чтобы те в условиях крайне низкой видимости быстрее добрались до самолета.

- У нас замерзли окна. На улице при включении фар были осадки и не было видимости, пришлось их выключить. Обогрев окон не справлялся. При снижении двигатель работал нормально, я крикнул пассажирам, что идем на вынужденную посадку. Через иллюминатор мне показалось, что до земли осталось около пяти метров, потянул штурвал на себя, при этом произошло столкновение с землей, и я потерял сознание. Пришел в себя, когда меня доставали из кабины пилота. Вытаскивали меня последним, - рассказывал следователям первый пилот.

Сами жители поселка после случившегося продолжают летать – это самый быстрый и легкий способ добраться куда-либо из их отдаленного населенного пункта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Из-за взрыва «Лепсе» пришлось бы отселять Мурманск. Самый опасный ядерный объект в стране официально ликвидировали. В Мурманской области ликвидировали самый опасный ядерный объект в стране (Подробности)

К ЧИТАТЕЛЯМ

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам:

Редакция 8 (991) 671-16-33, 8 (902) 035-12-31

Почта kpmurmansk@phkp.ru