Электричка
«Москва-Владивосток»
Спецкоры «Комсомолки» совершили уникальное путешествие через всю страну
ШЕРЕМЕТЬЕВО
Они почему-то в нас
верили...
После финиша не хочется думать. Хочется просто спать. Но тут опять Третий (мобильный для связи с читателями — Ред.): «Как ты изменился? Ты же не мог не измениться. Напиши — как "Наверняка ты понял Россию, и приедешь другим человеком" Ну что, путешественники, пишете книгу? Интересно, какой вывод сделаете?» Жаль расставаться с Третьим. Без него мы бы не осилили эти девять тысяч километров. Это была классная компания невидимых добрых друзей, которые не позволяли нам смотреть правде в лицо и считать себя никчемными идиотами. Они почему-то в нас верили... И приближение Москвы Третий понимал правильно. Он с нами прощался. И даже поздравлял грустно. «Присылаю последнее фото. Глазунья», — пишет нам утренний поставщик фотографий завтраков. — «Поздравляю». И так же вежливо раскланивались все остальные. И тихо исчезали. Со словами: «Молодцы», «Удачной дороги назад»... Да, мы дошли до финиша. И теперь остается понять — а зачем?
Темный народ
И жизнь снова возвращает их на Родину. — Где родился — там и пригодился, — скажут тебе. И ты сначала думаешь — вот же темный народ.
Я где-то на десятой электричке вырастил в себе ясное ощущение, которое, конечно, циники назовут «стокгольмским синдромом». Но я за электричку свою легко могу, извините, в глаз дать. Машинально, разумеется. Импульсивно. Причем, для начала я бы врезал... самому себе, тому снобу, кто месяц назад сел на «собаку» с платформы Курского вокзала. Что видит образованный (как он считает) и трезвомыслящий житель какого-нибудь миллионника, сидя в электричке под условным Боготолом? Если там упадет 3G сеть, он со вздохом отвлечется от Фейсбука, и решит от скуки «пойти в народ». Поговорить с аборигенами. Он, разумеется, тут же обнаружит, что говорить не о чем.

Ну, да, зарплаты тут низкие.«Тогда почему вы отсюда не уехали?» — скажет с холодной, презрительной логикой этот трезвомыслящий тип и будет наблюдать за смущением обитателя электрички «Москва-Владивосток», за его нелепыми попытками рассказать о своей жизни. О своих стариках. О детях. О кредитах. О страхе. О любимом городке...Поразительно, да? Люди любят свой пропащий десятитысячный городок, из которого они пару раз уже пытались сбежать. И жизнь снова возвращает их на Родину. — Где родился — там и пригодился, — скажут тебе. И ты сначала думаешь — вот же темный народ.
Никакой связи
А потом, день на третий-четвертый, ты чувствуешь — тебе тоже происходящее в столице становится неинтересно.
За новостями не следят, кто такой Улюкаев не знают, о последних новинках кино с ними не поговоришь, кости высокопоставленного чиновника из правительства не перемоешь... А потом, день на третий-четвертый, ты чувствуешь — тебе тоже происходящее в столице становится неинтересно. И министр этот — ну что он есть, что нет его совсем. Какой в Москве вообще смысл, думаешь ты, пытаясь как-то присобачить мир столичных соцсетей к русским полустанкам. А эти конструкции не подходят друг к другу категорически. И ты скоро на своей шкуре убеждаешься, что наши ежедневные заботы — как доехать, где пообедать, где переночевать, похожи на заботы наших соседей. Бабушка едет к внучке и вздыхает: «Не заболела бы Сонька, грипп кругом». Тетушка едет с подругами на работу и дамы матом кастерят начальство, которое снова срезало зарплаты. Старичок вон бухнул чекушечку из горла и счастливо спит, стуча головой о стекло. Эффектная студентка, по моему, никогда не открывавшая в своем смартфоне новости, жалуется: ох, где бы найти работу с зарплатой «хотя бы 40 тысяч» и размышляет, взять ли кредит на айфон.

Я специально месяц выискивал в электричках людей, видящих хоть какую-то связь между их жизнью и тем, что обсуждает Москва. Сирия, Госдеп, Трамп, выставки, безумные патриоты, злокозненные либералы. Честное слово — не нашел!
Вопреки всему счастливы
Знаешь, что самое удивительное в этой экспедиции? Счастливые люди. Мы удивительно часто их встречали. Они счастливы вне зависимости от размера зарплат.
Мы в столицах живем в иррациональном воздушном мире, а моя электричка — катится по земле. И населена она очень расчетливыми, мудрыми людьми, которые любую красивую, блестящую, как консервная банка, телевизионную идею быстро при тебе распотрошат и скажут — «болтовня». Лучше бы, к примеру, завод восстановили, а то люди без работы сидят...И главное, что есть во мне сейчас, — УВАЖЕНИЕ к моей электричке. Народ у нас не темный. Э-э-э, нет. Он большой скептик, народ наш. Многим комнатным умникам самый обыкновенный машинист или дальнобойщик через час разговора покажется гуру... Хотя терпелив мужик русский, это да... Усмехается: смотри, говорит, можно было сделать так, можно эдак, а сделали вот так — показывает за окном скелет фабрики или завода. — Они чо, — спрашивает, — дураки? Гусейнов, тоже проникся «стокгольмским синдромом». Тоже кулаками машет: — Знаешь, до похода я понимал, что мы увидим Мордор. Например, в Забайкалье. Но когда увидишь это сам, поживешь в этой разрухе, то почувствуешь ее родной что ли. Да, обидно за страну. Но вот звонит читатель и говорит так весело: «Ну, убедились, что там помойка?». И мне захотелось во что бы то ни стало дать этому парню в морду. Просто ты, парень, сидишь в своём городе, и, кроме как трындеть, ничего не умеешь. А вот когда сам там побываешь, поговоришь с этими людьми, поймешь, что это не предмет для глума, ехидства, и что здесь не "эта страна" — вот тогда и поговорим. Если начать анализировать поездку, все эти 33 дня, то на ум приходит банальное — Тютчев. Умом Россию не понять. Ее надо только любить. И верить.«Как-то слишком приторно получилось, Витя!» — перечитываю этот текст. И вспоминаю главное. — Понятно, добавишь сахарку, — кивает Гусейнов.— Добавлю! Русские это любят. Знаешь, что самое удивительное в этой экспедиции? Счастливые люди. Мы удивительно часто их встречали. Они счастливы вне зависимости от размера зарплат. Помнишь мать-одиночку в Тюменской области, подрабатывающую на трех работах и ночным сторожем? Помнишь, как она в электричке рассказывала о своем счастье? Счастье — это смеющаяся дочка в парке развлечений. И все! Вить, бывает, что этого достаточно. Не знаю, как изменила меня эта мысль. И должен ли я вообще измениться... Но прости, Третий, с выводами выходит как-то так.
Вот и пришел день, которого мы боялись. Сегодня пришлось открыть сумку, в которой хранятся билетики и подсчитать цифры. Итак. Что видим.Билетов на электрички у нас скопилось 48 штук. Это без учета тех, которые в поездке потерялись (да, мы тоже люди, прости нас, читатель). Например бесследно исчез билет до Перми. И мы этому не удивлены! Парни в Перми нас так приняли в баньке, что дальнейший путь вообще был под угрозой.
Из Москвы во Владивосток
на электричках
33

дня в пути
9288

километров
150

150 часов в электричках
Из некоторых мест билетов быть не может — там были "разрывы", электрички в тех местах вообще не ходят. Мы преодолевали их как придется, например, в кабинах товарных электровозов.Случаев железнодорожного автостопа было три. Общее время незаконного передвижения в кабине машиниста - около суток, 23 часа.Затесался и билет на автобус Улан-Удэ — Петровск-Забайкальский стоимостью 500 рублей. Там электрички отменили, и мы решили посмотреть, на чем теперь ездят местные жители. Автобус нам не понравился, как и место, где мы заночевали в Петровске.В каждой электричке мы проводили примерно по три часа. Когда больше, когда меньше. Следовательно, общее время, проведенное в вагонах, составляет 150 часов. Это не считая перегонов в кабинах машинистов, где мы сидели по восемь часов. Там же и спали сидя.Самая дорогая электричка, которую мы прозвали «золотая», - из Ерофей Палыча в Сковородино. Она состояла из единственного вагона и обошлась нам в 1294 рубля. В ней мы были единственными пассажирами, которые ехали за деньги. Кроме нас, в вагоне еще присутствовали три женщины-железнодорожницы, для которых проезд бесплатный.
49 БИЛЕТОВ
12901 рубль — общая стоимость билетов на электрички
Самый дешевый билет: ст. Колония — ст. Татарская — 53 рубля. Самый дорогой билет: Ерофей Павлович — Сковородино — 1294 рубля
Из разнообразных бич-пакетов мы ели растворимое пюре. Если покромсать туда колбасы, выходит вполне сносный ужин!
А самый дешевый перегон стоил 53 рубля: ст. Колония — ст. Татарский. На весь путь у нас ушло 33 дня, его можно преодолеть и быстрее, но тогда бы нам пришлось только ехать, никуда не выходить и ничего не рассматривать. И да, ночевать только в электричках. Обратно мы летели самолетом за 12 тысяч рублей, путь занял у нас 8,5 часов. Из Москвы во Владивосток мы летели бы дольше, но земля вертелась нам навстречу, поэтому в обратную сторону лететь быстрее. Естественно, мы тратили деньги на питание. Тут невозможно вычислить определенную сумму, потому что запросы у всех разные. Но, например пирожок с картошкой/капустой/печенью стоит плюс-минус 27 рублей в кафешке на вокзале, а чай в среднем 15 рублей. Из разнообразных бич-пакетов мы ели растворимое пюре. Если покромсать туда колбасы, выходит вполне сносный ужин!
Стандартный рацион выглядел так:
пюре — 40 рублей; палка колбасы — 150 рублей; сырок «Дружба» — 50 рублей; булка хлеба — 20-40 рублей. Вот такой ужин. Плюс чай или кофе.
Мы подсчитали — если выдерживать такой рацион (а это возможно, но с риском для желудка), то в день на еду может хватить 500 рублей на человека. Плюс вам нужно будет еще и жить где-то. Чаще всего мы для этого дела использовали комнаты длительного отдыха на вокзалах маленьких городков. Примерная стоимость суток — 500—900 рублей.Комнаты отдыха тоже бывают разные. Есть холодные с кучей кроватей, где за 500 рублей можно снять койко-место. Но вот в Мариинске на вокзале есть одноместный номер, которому может позавидовать стандартный номер отеля Редиссон. В Магдагачи мы жили в четырехместных комнатах отдыха местного стадиона. Дуло из всех щелей, Гусейнов спал в шапке и термобелье. Пришлось немного согреться водкой. Если придерживаться вокзального варианта ночевки, то за время экспедиции можно было обойтись 23 тысячами рублей на человека. Ну а спать в электричках зимой привыкаешь на третий день. Как правило, народа в них едет очень мало, поэтому разваливаешься на лавке возле батареи, и спишь себе всю дорогу. Мы немного переживали за дорогую технику (с собой у нас был профессиональный фотоаппарат, ноутбуки и смартфоны), поэтому старались спать по очереди. Из пуховика получается отличная подушка! А в первом и последнем вагоне есть стандартный туалет. Для зарядки камер телефонов и ноутбуков в путешествии главное не забыть обычный тройник. Со связью в пути нет вообще никаких проблем.
Мы знаем, как убить время в поезде
Когда темы для разговоров заканчивались, а смотреть в окно уже не было сил, мы доставали смартфоны, благо со связью проблем не было. И каждый раз удивлялись, сколько в маленьком гаджете скрыто возможностей, чтобы с интересом скоротать время в дороге. Наш штатный меломан с помощью специального приложения мог часами слушать любимую музыку и не платить за мобильный интернет. А заядлый болельщик и поклонник сериалов на зависть другим пассажирам смотрел в дороге долгожданные матчи и не пропускал эпизоды нового сезона. Смотрел много, но как ни старался – интернет в смартфоне так и не закончился.
Холод — понятие довольно относительное. Одежда у нас была стандартной для городской зимы — слой термобелья, джинсы, флисовые куртки и пуховики. А вот под треккинговые ботинки пришлось докупать местные шерстяные носки. Но все равно мы не были готовы к минус 37 возле станции Тайга и к метели в Мысовой. Что там делают эти полярники-местные жители, для нас осталось загадкой. Мелкий ледяной снег, быстро летящий в лицо, — самые жуткие воспоминания. Зато красиво!
Разрывы движения электропоездов
на Трансибе
Этих транспортных ран на теле страны пять
Мариинск — Боготол
140 километров
Иланский - Решеты
84 километра
Выдрино - Мысовая
98 километров
Могоча - Ерофей Павлович
200 километров
Магдагачи - Архара
610 километров


Здесь не просто не ходят электрички - власти обрекают эти районы на вымирание. Без дешевого транспорта городки пустеют, деревни исчезают.И свою экспедицию мы согласны признать удачной только в одном случае – если правительство России снова свяжет русские регионы электричками, не допуская транспортного развала страны. Если эти разрывы исчезнут, тогда наша безумная затея удалась.А пока подождем радоваться.
Владимир ВОРСОБИН, Виктор ГУСЕЙНОВ
Дневник экспедиции
Чтобы узнать нашу необъятную Родину поближе, наши спецкоры выбрали экстремальный вид внутреннего туризма — и доехали!
Их никто не заставлял, они сами захотели! 3 ноября Владимир Ворсобин и Виктор Гусейнов отправились в путешествие по стране. Целый месяц они провели в электричках. А если совсем точно - 33 дня. Во Владивосток ребята приехали совсем другими людьми: задумчивыми, небритыми, даже, кажется, слегка поседевшими. Ведь такая поездка - эта целая жизнь. Кстати, никто из журналистов так еще не путешествовал. По крайней мере, из Москвы до Владивостока на электричках не доезжал. А наши отважные спецкорры смогли. Кое-где, правда, электрички не ходят - приходилось всеми правдами и неправдами как-то добираться на поездах для рабочих и на прочих перекладных.

"Главное достояние России - это люди", - говорят после своего путешествия Ворсобин и Гусейнов. А вы как считаете?
Зачем все это нужно?

На этот вопрос попытался ответить Владимир Ворсобин перед тем, как отправиться в путешествие:

"Когда я говорил, что мы с фоторепортером Витей Гусейновым поедем на электричках во Владивосток, люди просто молчали. И смотрели на меня. За это время я успевал сказать, что задача - добраться до края земли за 25 дней, описывая приключения в блоге. Что в общем-то затея рисковая. Но, наверное, доедем... И тут обычно — в зависимости от темперамента — люди начинали улыбаться или хохотать. Но чаще смотрели жалостливо: мол, бедные, не свихнулись ли.

58 электричек. Полсотни маленьких русских городков, полустанков. Маленьких поселков, в названиях которых настоящая Россия. Ерофей Павлович, Зима, Тайга, Тулун, Яр, Шахунья, Шаля... И тысячи, тысячи километров. Зачем едем? Одна общая цель: добраться до Владика сравнительно живыми.

Витя Гусейнов типичный сумасшедший художник (извини, Вить). Другой бы на такое не подписался. Гусейнов надеется насладиться русской красотой, сделать феерический фоторепортаж о российской глубинке, выпустить книгу. Витя — интеллектуал из Калининграда, и по-моему, не очень представляет, куда едет. Это Тулун, Вить! Вслушайся - Тайга, Зима. Здесь все по-настоящему. То есть ничего не планируй. Это Россия-матушка... «А ночью по лесу идет Сатана и собирает свежие души. Новую кровь получила зима и тебя она получит...».

Я тоже не очень представляю, что в итоге будет. Потому что журналисты редко пересекают границу между «Московией» и Россией, раскинувшейся на страшной по размеру территории между городами миллионниками. Она как Зона из «Сталкера». Как говорят физики, «темная материя». Ее не видят. Ее пролетают самолетами. На нее сонно таращатся из окон скорых поездов. Ее, не заметив, можно проехать на автомобиле.

Но если ты сядешь с Россией в одну электричку. И выйдешь вместе с ней на заброшенной станции… «Нету на почте у них ямщика...». В общем, поехали мы. «Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога!»
Made on
Tilda