ДЕНИС КОРСАКОВ

«ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ. ЭПИЗОД VII.
ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ»:

Да пребудет с вами Джорж Лукас!



Корреспондент «КП» посмотрел самый ожидаемый фильм года и попытался понять: зачем состарили принцессу Лею и Хана Соло, заменили Люка Скайуокера на девушку Рей, а Звезду Смерти превратили в Старкиллер
Когда Джордж Лукас снимал в качестве режиссера и/или продюсера первые шесть фильмов про «Звездные войны», им двигало вдохновение. Первая трилогия, на мой вкус, была, может быть, самой великой в истории мирового кино. Во второй, вышедшей в конце 90-х и начале 2000-х (про детство, отрочество и юность Дарта Вейдера), Лукасу часто изменял вкус: некоторые диалоги звучали глупо, персонажи были нелепы. Но все равно - всегда чувствовалось вдохновение, пусть даже ребенка, играющего в песочнице. Ну а потом он устал и объявил, что больше ничего снимать про «Звездные войны» не будет. Подумал еще немножко - да и продал в 2012 году свою студию Lucasfilm и все права на персонажей студии Walt Disney за четыре миллиарда долларов. И с того момента фильмам про звездные войны снова был дан зеленый свет: их сейчас будут выпускать каждый год, чтобы отбить вложенные миллиарды и заработать еще много денег.
Дж. Дж. Абрамсом, снявшим практически без поддержки Лукаса «Звездные войны. Эпизод VII. Пробуждение силы», двигал страх. Слишком боязно было подступаться к главной космической саге ХХ века. С одной стороны, «Звездные войны» породили самый настоящий религиозный культ, джедаизм, и не хотелось бы обижать его адептов (равно как и легионы более спокойных, пока еще сохраняющих рассудок фанатов). С другой, Абрамс не мог подставить компанию Disney, вложившую в съемки и раскрутку новых «Звездных войн» чудовищные деньги. По некоторым подсчетам, фильму сейчас надо собрать в прокате полтора миллиарда долларов, чтобы окупиться - такова уж безумная голливудская бухгалтерия. Конечно, шесть лет назад Абрамс успешно перезапустил на большом экране другую культовую космическую оперу, «Звездный путь» - но там и культ был пожиже, и деньги крутились не такие сумасшедшие, и ответственность давила не так. В результате Абрамс невероятно осторожен. Он старается максимально точно следовать проверенным канонам, ступает на цыпочках, как по зыбучим пескам, опасаясь делать резкие шаги влево, вправо или, боже упаси, вперед; в основном он крутится на месте.
Действие «Пробуждения силы» разворачивается почти через 40 лет после действия первых «Звездных войн», но точно повторяет их сюжет. С небольшой поправкой: теперь главный герой - не юноша по имени Люк, а девушка по имени Рей. Но она тоже живет в нищете на пустынной планете, тоже находит дроида, который несет в себе дико важную информацию, тоже выступает на стороне Сопротивления (оно теперь вместо Альянса повстанцев), сражающегося с мрачным Первым орденом (он теперь вместо Галактической Империи), и тоже участвует в спецоперации по уничтожению Звезды смерти. Впрочем, она теперь называется Старкиллер. Герои задаются вопросом: а в чем отличие? А вот в чем: на наглядной голографической схеме старушка Звезда смерти размером с печеное яблочко, а новый высокотехнологичный Старкиллер - с тыкву-рекордсменку, и он может своим выстрелом уничтожить не одну планету, а чуть ли не целую галактику. И, вы не поверите, уничтожает (хотя нельзя сказать, что это очень впечатляющее зрелище: когда у того же Абрамса в «Звездном пути» планета Вулкан превращалась в черную дыру, это выглядело гораздо эффектнее).
Самое безопасное, конечно - откровенно ностальгировать, поэтому ближе к середине фильма внимание зрителей аккуратно переключается на постаревших Хана Соло и принцессу Лею (которая теперь зовется генерал Лея Органа). Все знают, что у героев Харрисона Форда и Кэрри Фишер была любовь, и в финале самой первой трилогии они типа обрели счастье в объятьях друг друга. Сейчас морщинистые актеры, вокруг которых вьются заржавевшие роботы C3PO и R2D2, опять обнимаются, и это должно вызывать в зрителе нежность. А вызывает досаду: Хан и Лея не должны были стареть. Время разрушает все, но в сказочном мире «Звездных войн» они могли бы и остаться навеки молодыми. И крутится в голове вопрос: за то ли Хан и Лея три фильма проливали кровь и набивали шишки, чтоб на старости лет обнаружить себя ровно в той же ситуации «повстанцы пришли на танцы», что и в юности?
Есть еще Люк Скайуокер в исполнении Марка Хэмилла. Уже в предисловии к фильму (желтенькие буквы, ползущие в звездную даль) сообщается, что Люк куда-то пропал; да и весь фильм будет посвящен его поискам. Не будет большим спойлером сказать, что его найдут - в конце концов, о том, что Хэмилл снимется в этом фильме, было известно еще три года назад, и все знают, что его имя стоит в титрах. Его найдут - и лицо у него тоже будет как печеное яблочко.
Когда-то Хэмилл, Фишер и Форд без усилий тащили на себе оригинальные «Звездные войны». Теперь преспокойно тащат новые. Конкуренции со стороны молодых актеров (Дэйзи Ридли, Джон Бойего, Адам Драйвер) никакой: у тех харизма примерно на нуле. Даже не выдающийся актер Хейден Кристенсен во второй трилогии смог справиться с отведенной ему ролью, и трудно сейчас представить в роли молодого Дарта Вейдера кого-то другого. Здесь к следующему фильму можно полностью заменить весь молодняк - и всем будет по барабану.

Звучат уже голоса гневных критиков, что новые «Звездные войны» вовсе не стоило снимать: мол, тема исчерпана до дна. На самом деле она, конечно, неисчерпаема: умудрялся же Лукас в первой трилогии насыщать каждую серию новыми приключениями, пейзажами, девайсами и персонажами. Но он, извините за громкое слово, творил. А Дж.Дж. Абрамс просто аккуратно работал, стремясь угодить всем подряд. Лукас чувствовал себя в мире «Звездных войн» хозяином, а Абрамс - робким гостем («Ой, а я вам тут не наслежу своими валенками? А можно я вот эту вазочку в руки возьму? Спасибо. Нет-нет, я сейчас пыль сдую и на место поставлю, не беспокойтесь»).
Следующий фильм, который выйдет весной 2017-го, будет снимать автор «Петли времени» Райан Джонсон. Надеяться, что с ним пребудет Сила, рановато. Но, возможно, он хотя бы не окажется парализован своей сверхответственной, тяжелой и неблагодарной миссией по перезагрузке «Звездных войн». Как минимум, найдет в себе смелость сказать что-то новое.

«ПЕРЕЗАГРУЗКА» - отбить $4 миллиарда

«Звездные войны. Эпизод VII. Пробуждение силы» должно собрать полтора миллиарда, чтобы просто оправдать все средства, в нее вложенные - при том, что бюджет картины составлял всего 200 миллионов. Не спрашивайте, как такое может получиться - просто поверьте, что может. Голливудская бухгалтерия немыслимо сложна, нормальному человеку в ней не разобраться: бывает, что студия получает с фильма, собравшего в прокате миллиард, чистую прибыль всего в несколько десятков миллионов. Так что сейчас на Walt Disney страшно волнуются за судьбу новых «Звездных войн». И, вероятно, зря: многие аналитики предсказывают картине мировые сборы как минимум в два миллиарда.
Ведется работа над еще двумя продолжениями Пробуждение силы» (вместе они образуют новую, уже третью по счету трилогию). Кроме того, будут выпущены фильмы про отдельных персонажей с подзаголовком «Звездные войны: антология».
В ближайшее время выйдет фильм «Изгой», его ставит автор «Годзиллы» Гарет Эдвардс; действие разворачивается в промежутке между «Эпизодом III» и «Эпизодом IV», один из персонажей - Дарт Вейдер.
Готовятся съемки фильма о молодости Хана Соло, на роль пробуются все перспективные молодые голливудские актеры, включая Дэйва Франко, Аарона Тейлора-Джонсона, Логана Лермана, Майлза Теллера.
В 2020-м планируют выпустить отдельный фильм про Бобу Фетта. В общем, нет никаких сомнений, что свои четыре миллиарда Walt Disney отобьет очень быстро.

Все, что полезно знать
про старые «Звездные войны»

ИДЕЯ:
«Эпизод нулевой - Рождение»

«Звездные войны» рождались в муках: Лукас бился над сценарием несколько лет. В 1971 году студия Universal согласилась подписать с Лукасом контракт, по которому он должен был снять два фильма - «Американские граффити» и «Звездные войны». «Граффити» Лукас снял (они сразу принесли ему славу), а от «Звездных войн» Universal, поразмыслив, отказалась. Но сам Лукас не отказался и продолжал возиться со сценарием. В первых вариантах герой был то девушкой, то 60-летним офицером, то карликом. Потом все-таки стал юношей, и Лукас назвал его Люк Старкиллер («убийца звезд»), а его наставником оказался отец Анникин. Потом вместо отца появился чужой человек - Бен Кеноби. В результате бесконечного ковыряния в сценарии Бен стал Оби-Ваном, а Люк - Скайуокером («шагающим по небу»).

Вскоре Лукас понял, что его идеи не влезут в один фильм: их у него минимум на три трилогии, и сценарий фильма, который он в данный момент сочиняет - начало второй. (Поэтому самые первые «Звездные войны» вышли в 1977 году под обескуражившим многих названием «Эпизод IV: Новая надежда» и с точки зрения Лукаса были как роман, раскрытый посередине).
За фильм не хотела браться ни одна студия - как ни странно, в середине 70-х казалось, что фантастическую картину трудно «продать» публике. И только глава 20th Century Fox Алан Лэдд-младший поверил в проект (главным образом потому, что любил «Американские граффити»). Он выделил скромный бюджет в 8 миллионов долларов, потом, когда выяснилось, что этого мало, неохотно накинул еще три.

В прокате картина собрала 300 миллионов. С учетом повторных выпусков в прокат и инфляции, получается, что на сегодняшний день «Звездные войны. Эпизод IV. Новая надежда» - второй по популярности фильм в США: они в общей сложности собрали почти полтора миллиарда долларов. Впереди них - только «Унесенные ветром» (1,6 миллиарда).

Оби-Ван Кеноби мог быть японцем

Великий английский актер Алек Гиннесс сыграл в первом фильме Оби-Вана Кеноби, наставника юного Люка Скайуокера. Согласно легенде, он считал эти съемки одним из самых отвратительных опытов в своей жизни; воспитанный на Шекспире актер ежился, произнося то, что ему казалось «паршивыми репликами», и сам настоял, чтоб его персонажа в конце убили - только бы никогда не сниматься в сиквелах. У Джорджа Лукаса другая версия: он утверждает, что Гиннессу нравилось сниматься в «Звездных войнах», а Оби-Вана он сам, по своей инициативе, убил в сценарии. Так или иначе, Гиннесс был номинирован на «Оскар», потом сыграл в продолжениях (его персонаж вернулся в виде призрака), и сейчас миллионы молодых людей, никогда не видевших Гиннесса на сцене и в классических фильмах, знают его именно по этой роли.
Вообще же Лукас мечтал, чтобы роль Оби-Вана исполнил Тоширо Мифунэ, японский актер, игравший в фильме Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости» (эта историческая драма, как ни странно, была источником вдохновения для автора «Звездных войн»). Слово «джедай» было заимствовано из японского «джидайгеки» - «историческая драма». Кстати, принцесса Лея в фантазиях Лукаса тоже какое-то время была японкой.

Хан Соло - его прототипом стал режиссер Френсис Форд Коппола

Хан сначала должен был быть большим безносым зеленым монстром. Потом Лукас передумал - решил сделать его человеком и чернокожим. Попробовав несколько актеров, он снова передумал: решил, что Хан должен быть белым. Он думал о: Джеке Николсоне, Аль Пачино, Роберте Де Ниро, Сильвестре Сталлоне, Джоне Траволте, Курте Расселле, Нике Нолти, Кристофере Уокене, Стиве Мартине, Чеви Чейзе, Билле Мюррее - ну, в общем, перебрал всех тогдашних молодых голливудских звезд. Когда же все они отказались, Лукас вспомнил о Харрисоне Форде, снимавшемся в «Американских граффити». Он-то и оказался идеальным кандидатом.
Вообще же персонажа Лукас в итоге писал с натуры: прототипом, как ни странно, стал его близкий друг, режиссер Фрэнсис Форд Коппола.
Харрисон Форд накануне выхода «Пробуждения силы» заявил, что снялся в новой картине в основном ради гонорара. Вообще он сейчас занят в основном не «Звездными войнами», а продолжением «Бегущего по лезвию бритвы», которое с благословения Ридли Скотта снимает канадский режиссер Дени Вильнёв.

Люка Скайуокера изменила
не темная сила, а автокатастрофа

Марк Хэмилл довольно странным образом попал на съемочную площадку. Его друг, актер Роберт Инглунд (который впоследствии сыграет Фредди Крюгера в «Кошмаре на улице Вязов») был на студии, пробовался на роль в фильме Копполы «Апокалипсис сегодня». И там же шли пробы для «Звездных войн». Инглунд остановился, присмотрелся, подумал, что Марк идеально подойдет на роль Скайуокера, позвонил ему, посоветовал предложить Лукасу свои услуги. И Хэмилла взяли.
За неделю до окончания съемок он попал в серьезную автокатастрофу. В немногих сценах, где он не успел сняться, его пришлось заменять дублерами. Лицо Хэмилла серьезно пострадало - видно, что в «Империя наносит ответный удар» и «Возвращении джедая» герой выглядит уже совсем по-другому. Впрочем, при желании это можно списать на «взросление» Люка Скайуокера, который в первой части юноша, а в прочих - уже опытный воин.
Для Хэмилла, как и для всех прочих актеров (кроме Гиннесса и Форда) «Звездные войны» стали главным успехом в жизни. Англоязычная публика знает его еще по озучиванию ролей в мультфильмах (он, в частности, был Джокером в анимационной версии «Бэтмена»).

Дарт Вейдер взят из романа «Туманность Андромеды»
Ивана Ефремова

Главного злодея и самую трагическую фигуру «Звездных войн» фактически играли шесть актеров. В первой трилогии на экране в плаще и шлеме появляется бодибилдер Дэвид Проуз; вместе с тем в боевых сценах в костюме находится каскадер Боб Андерсон. Озвучивает Вейдера актер Джеймс Эрл Джонс (который сначала требовал, чтоб его имя не упоминали в титрах - считал, что вклад слишком незначителен). А когда в «Возвращении Джедая» с Дарта Вейдера перед смертью снимают шлем, мы видим лицо актера Себастиана Шоу.
Маленького Анакина Скайуокера (в трилогии про детство и юность Дарта Вейдера) играл Джейк Ллойд, отобранный из 3000 детей-актеров; он появился в «Призрачной угрозе». В «Атаке клонов» и «Мести ситхов» ему на смену пришел Хейден Кристенсен.
Имя Дарт Вейдер - в сущности, видоизмененное Dark Father («Темный отец»). Ходят, впрочем, легенды, что Лукас заимствовал имя из романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» или его советской экранизации - там героя, правда положительного, звали Дар Ветер.

Хронология «Звездных войн»

Все оригинальные эпизоды саги выпускались
без учета хронологической последовательности повествования. Для новых зрителей мы составили краткий путеводитель по сериям.




«Эпизод I: Скрытая угроза» (год выпуска фильма - 1999). Энакин Скайуокер, мальчик с захолустной планеты Татуин, обнаруживает в себе присутствие Силы и поступает в обучение к рыцарям-джедаям Квай Гон-Джинну и Оби-Вану Кеноби. Он знакомится с юной принцессой Падме Амидалой.






«Эпизод II: Атака клонов»
(год выпуска фильма - 2002). После событий «Скрытой угрозы» проходит десять лет. Подросший Энакин Скайуокер окончательно влюбляется в Падме Амидалу и женится на ней.

«Эпизод III: Месть ситхов» (год выпуска фильма - 2005). Энакин Скайуокер, поддавшись гневу и страху (а также уговорам коварного канцлера Палпатина), переходит на Темную сторону силы и принимает имя Дарт Вейдер. Бывший наставник Оби-Ван Кеноби во время битвы отрубает ему обе ноги и левую руку; битва происходит среди лавовых потоков, и Дарт Вейдер еще и получает страшные ожоги. Отныне он может жить только в шлеме и скафандре из черной брони, снабженном системой жизнеобеспечения. Его жена Падме Амидала умирает при родах. Но дети живы: в будущем они станут Люком Скайуокером и принцессой Леей Органой, но о происхождении своем узнают отнюдь не сразу.

«Эпизод IV: Новая надежда» (год выпуска фильма - 1977). На планете Татуин живет бедный, но благородный юноша Люк Скайуокер. В его распоряжение поступают два дроида, C3PO и R2D2. C3PO несет в памяти важнейшее послание от принцессы Леи Органа для Оби-Вана Кеноби. Люк доставляет дроида Оби-Вану и становится его учеником. Потом он лично знакомится с Леей и пилотом-контрабандистом Ханом Соло, который вскоре станет его другом и соратником. В финале Люк и Хан уничтожают Звезду смерти - чудовищное оружие Галактической империи, олицетворением которой является чудовищный Дарт Вейдер.

«Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (год выпуска фильма - 1980). Дарт Вейдер и повстанцы (Люк, Лея, Хан и еще толпа сочувствующих) продолжают борьбу. Люк знакомится с магистром Йодой - зеленым коалообразным старичком, который рассказывает ему про Силу, которая управляет Вселенной и которую могут использовать избранные - рыцари-джедаи. Люк - как раз из избранных; он проходит обучение у Йоды. А в финале происходит битва на световых мечах между Дартом Вейдером и Люком. Вейдер отрубает Люку руку и тут же открывает свою маленькую тайну, произнеся знаменитые слова: «Люк, я твой отец». Он предлагает сыну перейти на Темную сторону силы, но на это Люк, конечно, пойти не может.


«Эпизод VI: Возвращение джедая»
(год выпуска фильма - 1983). Оказывается, не только Люк - сын Дарта Вейдера, но и Лея - его дочь. Происходит еще одно, финальное столкновение между Люком и Вейдером; в результате последний все-таки переходит обратно на Светлую сторону, убивает гнусного императора Палпатина и умирает просветленным. В финале Люк видит его улыбающийся призрак в компании призраков Оби-Вана (погибшего в «Эпизоде IV») и магистра Йоды (скончавшегося от старости в «Эпизоде VI»).
«Эпизод VII: Пробуждение силы» (год выпуска - 2015). После событий, описанных в предыдущем фильме, проходит 30 с лишним лет. Воцарившийся было мир нарушен - теперь Вселенной норовит завладеть Первый орден, а противостоит ему Сопротивление (соотношение сил ровно такое же, как между плохой Галактической империей и хорошим Альянсом повстанцев в «Новой надежде»). Новые герои - девушка Рей и бывший штурмовик Финн, перешедший на сторону сил добра ввиду своей тонкой душевной организации и полной неспособности совершить убийство. Им помогают принцесса Лея и Хан Соло (Люк Скайуокер куда-то спрятался, его местонахождение приходится вычислять весь фильм). Хотя Вейдер давно скончался, на его место заступил другой злодей, закомплексованный молодой человек по имени Кайло Рен; он обожает легендарного злодея, подражает ему во всем (в частности, носит шлем и черный плащ, в которых нет никакой прямой необходимости) и мечтает «завершить то, что начал» Дарт Вейдер.
Автор: Денис КОРСАКОВ
Фото: REUTERS, кадры из фильмов
Верстка: Анастасия БОНДАРЕВА