Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество30 ноября 2020 17:00

Русская тусовка из Таиланда и Гоа возвращается на биржу труда

Из-за пандемии россияне, много лет прожившие в теплых странах, вернулись домой. Чем они теперь зарабатывают на жизнь?
Пляжи Гоа манят желающих поменять свою жизнь со всех уголков планеты.

Пляжи Гоа манят желающих поменять свою жизнь со всех уголков планеты.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

«ЗА ЧТО НАМ ЭТОТ КЛИМАТ?»

- Посмотри в окно. Видишь это? - гоанский шаман Йон Карлович демонстрирует мне зрелище, которое еще утром было снежным ковром, а сейчас расползается по земле противной слякотью. - Теперь представь, что ты видишь пальмы. Видишь океан. Смотришь, как яркий оранжевый кружочек каждый вечер погружается в волны. Почему бог наказал Россию этим климатом, за что лишил нас тепла?

Дмитрий Матвеев попал в Индию 12 лет назад - будучи сотрудником туристической компании, получил приглашение в местный люксовый отель. Вечное лето, работа мечты, хорошая зарплата - о чем еще думать-то? Ну разве только о смысле жизни.

Танцы с бубнами на пляжах, беседы о вечном с вездесущими пророками, регулярные побеги в параллельную реальность из-под носа туристической полиции – это Гоа, он затягивает. «Индия приняла меня, моя жизнь наполнилась смыслом и я перестал быть тем, кем был до этого. Это магия», - говорит Дима. Он взял себе псевдоним Йон Карлович (или просто Ё), обрел репутацию философа с шаманским уклоном и оставил работу, в один момент осознав: все, что нужно для жизни, Индия даст ему сама.

Дмитрий Матвеев попал в Индию 12 лет назад.

Дмитрий Матвеев попал в Индию 12 лет назад.

Фото: Личный архив

- Вот как это работает, - объясняет Дима. - Например, хочется мне чего-нибудь освежающего, и вдруг подходит ко мне непалец и предлагает апельсиновый сок! Думать о деньгах тоже не нужно. Например, сижу я у моря, и тут подходит знакомый и протягивает сотню долларов – держи, говорит, я же был тебе должен!

Весомой прибавкой к дарам Вселенной был «сороковник» от сдачи московской квартиры. Но в 2015 году Дима столкнулся с новой «магией»: с курсом рубля случился трах-тибидох и 40 тысяч от аренды превратились из 1200 долларов в 550. Дальше - больше: в начале этого года жена родила Диме второго ребенка, а затем начался коронакризис и московские квартиросъемщики перестали платить. Жить в чужой стране на птичьих правах, с двумя детьми, практически без дохода и с кучей долгов, в которые Диме пришлось-таки влезть - одной щедростью Вселенной тут не обойдешься. И супруга с детьми еще весной улетела в родной Омск, поставив Диме условие: ты должен начать зарабатывать.

- Если бы я остался в Индии, я бы ничего не делал еще 20 лет и был таким же безнадежным гуру, - констатирует Дима. - Поэтому я поехал именно в Москву - здесь моя родина, она поможет мне реинкарнироваться и вернуться к обычной жизни после дауншифтинга.

Дмитрий вернулся в Россию, чтобы найти работу и воссоединиться с семьей.

Дмитрий вернулся в Россию, чтобы найти работу и воссоединиться с семьей.

Фото: Личный архив

В Москву Дмитрий вернулся вывозным рейсом в августе. О прошлой жизни в его квартире напоминают лишь кухонные стены, украшенные картинами супруги-художницы. Ее автопортрет - в самом центре, меж изображений Будды и цветов священного лотоса. Целуя портрет в губы, Дима наливает себе стаканище холодной газировки, ядреной, аж глаза слезятся. В Индии такой не найдешь. Как и бородинского хлеба, который Дима обожает. Запивая содовой черную краюху, шаман Йон Карлович расписывает мне идеи феерических стартапов вроде свингер-клуба на Шри-Ланке. Но на работу в России должен устроиться уже не гоанский шаман, а москвич Дима.

ИЗ ГУРУ – В АВТОМЕХАНИКИ

Москвич Андрей Слынько прожил в Юго-Восточной Азии четыре года. Как и у Димы, у Андрея жена и двое детей. Андрей сдавал недвижимость в столице и работал продавцом экскурсий в турагентстве в Паттайе, жена и старшая дочь устроились гидами, а младший сын учился в английской школе. Возвращаться в Россию семья не собиралась. Но пандемия все изменила.

- В России хотя бы медицина бесплатная. А в Таиланде, если бы мы заболели, лечение стоило бы очень дорого, - говорит Андрей. - Поэтому в марте, как только все это началось, мы вернулись домой. Чудом успели купить билеты из Бангкока в Москву за 130 тысяч рублей на четверых - на следующий день они уже стоили 830 тысяч!

Андрей Слынько прожил в Юго-Восточной Азии четыре года.

Андрей Слынько прожил в Юго-Восточной Азии четыре года.

Фото: Личный архив

В Москве семья встала на биржу труда. Найти работу оказалось непросто – кризис на дворе.

- Супруга прошла не один десяток собеседований, и постоянно сталкивалась с каким-нибудь подвохом. У одних зарплата не та, что указана в вакансии, другие обещают нормальные деньги только после испытательного срока, третьи боятся, что она уволится и уедет, как только откроются границы... В итоге найти работу удалось через знакомых, теперь она работает в колл-центре риэлторской компании, - говорит Андрей. - А вот дочь столкнулась с обманом. Устроилась в солидный ресторан в Москва-Сити, а в конце испытательного срока ей отказались платить. Выбить деньги удалось только после жалоб в трудовую инспекцию и публикаций в соцсетях. Сейчас она работает официанткой в другом ресторане, а также ведет блог одного московского автосервиса в Инстаграме.

Соцсети стали источником заработка и для Алины Тюриной из Новосибирска, которая прожила в Таиланде три года. После переезда Алина сначала устроилась на офисную работу, но через год уволилась и ушла в блоггинг. Алина стала развивать в Инстаграме свой блог Tyutyurina_, где учит женщин позировать для фото. Раскрутив аккаунт, девушка начала создавать для других блогеров стратегии заработка в соцсетях. Довольно быстро это стало приносить деньги, на которые можно было жить в Таиланде.

История возвращения Алины в Россию - настоящая драма с хэппи-эндом. В марте ее муж Михаил поехал в Лаос продлевать тайскую визу, и границы захлопнулись буквально за его спиной. Вывозные рейсы из Лаоса? Я вас умоляю. Ребята поняли, что встретиться они могут только на родине. Шанс выбраться из Лаоса у Михаила появился лишь в октябре. Потратив 120 тысяч на билет, с пересадками в Куала-Лумпуре и Лондоне он добрался-таки до Москвы, где его уже ждала Алина.

Алина Тюрина прожила в Таиланде три года.

Алина Тюрина прожила в Таиланде три года.

Фото: Личный архив

Сейчас Алина живет между Новосибирском и Москвой, привыкает к сибирским холодам, зарабатывает на своем блоге и возвращаться на наемную работу не собирается. В отличие от гоанского гуру Йона Карловича, он же Дмитрий Матвеев, который вот уже три месяца ищет работу. Но дела, похоже, налаживаются и у него: Диме предложили работу в шиномонтаже на колесах. Осталось восстановить права и дотянуть до первой зарплаты.

- Мне ведь, случись что, даже в долг тут попросить не у кого, - печально усмехается в бороду шаман. - В Гоа спроси любого прохожего - Йона Карловича все знают. А Диму Матвеева в Москве уже никто и не помнит...

АЛЬТЕРНАТИВА

«Люди жалеют, что уехали»

Не все русские вернулись домой из-за пандемии. В отличие от других героев нашей статьи, Виктория Курилова, переехавшая в Таиланд из Иваново, не спешит покидать королевство.

- Прошлой зимой я работала гидом, - рассказывает Виктория Курилова. - Когда началась пандемия и русских туристов не стало, устроилась на удаленную работу руководителем отдела продаж.

По наблюдениям Виктории, за этот год из Паттайи уехало около 70% русских «долгожителей». Те, кто остался, делятся на три типа. Первый – предприниматели, которые раньше работали для русских клиентов, а теперь переключают свой бизнес на местных: вместо ресторанов русской кухни открывают тайские кафе, вместо турагентств – автосервисы. Вторые - удаленщики, которые работают на российских работодателей. А третьи просто выживают на последние деньги.

- И русские, и тайцы – все здесь ждут открытия границ, - говорит Виктория. - Паттайя еще как-то живет за счет внутреннего туризма – от Бангкока всего два часа на машине, многие жители столицы приезжают сюда на выходные и праздники. А вот Пхукет и другие курорты загибаются, отели стоят заброшенными. Я часто общаюсь с теми, кто уехал в Россию – почти все жалеют об этом и мечтают вырваться не только из зимы, но и из атмосферы коронавирусной паники. Поэтому многие мои знакомые, которые уехали в Россию, сейчас ищут не офисную работу, а именно удаленную. Чтобы потом, когда границы откроются, вернуться в Таиланд и продолжать работать дистанционно, но уже из страны улыбок.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Красная Поляна вместо Бали

- Думаю, если бы не пандемия, этой зимой в Таиланд, Индонезию и другие популярные страны улетело бы около 200 тысяч россиян. Но в нынешней ситуации это смогут сделать максимум несколько тысяч человек, - говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. - Часть удаленщиков, привыкших уезжать в теплые страны, этой зимой выберут Краснодарский край - Красную Поляну, Роза Хутор. Заменить Юго-Восточную Азию для зимовщиков могла бы Турция, но там ввели ограничения из-за коронавируса, что сильно уменьшает шансы этой страны.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

«Отношение работодателей к дауншифтерам изменилось»

- У тех дауншифтеров, которые работали дистанционно из-за границы и вернулись в Россию, сейчас даже меньше проблем с трудоустройством, чем до ковида. Компании заинтересованы в сотрудниках, которые уже давно прошли стадию адаптации к удаленному режиму работы, - констатирует Анна Алфимова, карьерный консультант в Лаборатории карьеры Алены Владимирской. - А вот на психологическом уровне могут возникнуть сложности. Соискателю непросто убедить себя в том, что остаться в России - оптимальный для него вариант. Это мешает демонстрировать уверенность на интервью, поэтому чаще всего при трудоустройстве заваливается именно этап личного собеседования.

Еще одна сложность - людям, привыкшим работать удаленно на себя, требуется время, чтобы адаптироваться к режиму и особенностям компании. Одному из наших клиентов – дизайнеру – понадобилось почти полгода, чтобы подготовиться к возвращению на родину из Таиланда. Сначала он не мог уехать, потом - найти общий язык с потенциальными работодателями, которые хотели, чтобы он работал в офисе. Путем переговоров удалось найти подходящий всем вариант и утвердить гибридный метод работы с 4 днями на удаленке и одним в офисе для решения стратегически важных задач.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

От 200 до 300 тысяч россиян ежегодно проводили зиму в тропических странах до пандемии.

От 80 до 120 тысяч из них - в Таиланде. Это самая популярная страна для зимовки.

Не больше 5% от обычного числа зимовщиков смогут улететь в теплые края в этом году.