Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Авто29 декабря 2016 16:50

Вячеслав Субботин: О ралли-рейдах без «купюр»

Уходящий год запомнился поклонникам автоспорта первым отечественным супер-марафоном «Шелковый путь»
ГАЗ Рейд Спорт

ГАЗ Рейд Спорт

Формула-1 в 2016 году не стала главным событием в мире отечественного автоспорта. Пальму первенства «королева гонок» отдала куда более массовой для России дисциплине – ралли-рейдам. А причиной смены лидерства в умах поклонников стал самый длинный и сложный рейд планеты «Шелковый путь 2016». Как выглядит марафон глазами пилота, сколько килограммов можно скинуть за одну гонку и почему главное в машине – это вода, рассказал обозревателю «Комсомольской правды» капитан российской гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» Вячеслав Субботин.

Гонка начинается до стартового флага: экипажи и автомобили проходят долгую процедуру регистрации и осмотра на предмет соблюдения технического регламента

Гонка начинается до стартового флага: экипажи и автомобили проходят долгую процедуру регистрации и осмотра на предмет соблюдения технического регламента

КП: Вячеслав как команда готовилась к первому в своей истории марафону?

ВС: Мы и раньше успешно участвовали в продолжительных гонках, но «Шелковый путь 2016», который длился почти месяц, был для нас действительно первым столь серьезным испытанием. Поэтому готовились основательно. Команда «села на сборы», физически тренировались все, механики с особой тщательностью перебрали «ГАЗели», увеличили количество запчастей, собрали дополнительный набор инструментов. Но самое главное, тщательным образом подготовили и настроили боевые машины и автомобили сопровождения, технички. Старались учесть все мелочи, даже кто, где и когда будет спать.

Оказывается, что взвешивание перед гонгом обязательно не только в боксе

Оказывается, что взвешивание перед гонгом обязательно не только в боксе

«Шелковый путь» – самый сложный ралли-марафон в мире, тут не может быть иных толкований. Но «ГАЗ Рейд Спорт» к таким состязаниям готов, доросли, так что надо было только побороть страх, своих внутренних бесов. Как показала практика – нам это удалось.

Все автомобили участников проходят строжайшую процедуру контроля техническими специалистами: никаких запрещенных предустановок, никакого допинга

Все автомобили участников проходят строжайшую процедуру контроля техническими специалистами: никаких запрещенных предустановок, никакого допинга

КП: Какие задачи стояли перед командой?

ВС: О призах и местах на пьедестале нам пока говорить рано, ведь «Шелковый путь 2016» собрал всех лучших гонщиков и команды планеты. Стефан Петерансель – многократный победитель Дакара, Себастьян Лёб –непревзойденный чемпион мира в дисциплине классическое ралли, Сирил Депре – чемпиона Дакара в мотоциклах, Аль-Раджи – победитель этапов кубка мира, наш Владимир Васильев – обладатель кубка мира по ралли- рейдам. Заводские команды Peugeot, Toyota, BMW. Словом, сила!

Команда «ГАЗ Рейд Спорт» готова к старту

Команда «ГАЗ Рейд Спорт» готова к старту

Наша задача была научиться ехать такие гонки, посмотреть на работу известных команд, перенять опыт. Сначала на других посмотреть, а потом уже и себя показать. Мы были уверены, что «ГАЗели» выдержат этот сложный маршрут и финишируют в Пекине. Но это спорт и всякое случается: можно и перевернуться, и разбиться. Поэтому мы не загадывали, бились и слаженно работали каждый день. Финишировали сегодня? Отлично, отмечаем! А в результате успешно домчались до подиума в столице Китая. Для нас это было победой.

Гоночный прототип Вячеслава Субботина, который должен стать основным кузнецом новых побед команды

Гоночный прототип Вячеслава Субботина, который должен стать основным кузнецом новых побед команды

КП: Старт и казанский участок удалось посмотреть многим. Но это было показательное выступление. Что было дальше?

ВС: Я ехал очень быстро. Как никогда раньше. Пока были хорошо знакомые нам российские «допы», где бездорожье, грязь, броды – можно было рисковать. Для наших «ГАЗелей» – это семечки. Да и пилоты к такому привыкли.

Участники «Шелкового пути 2016» выстраиваются для праздничной процедуры открытия гонки

Участники «Шелкового пути 2016» выстраиваются для праздничной процедуры открытия гонки

Штурманы умеют правильно выбирать маршрут, грамотно проходить препятствия. Когда нет пыли – хорошо обгонять. Так что в начале у нас проблем вообще не было. Инженеры и механики прекрасно подготовили машины, почти все недостатки, что были, устранили.

В сегодняшней конфигурации автомобиль отдает максимум: можно, конечно, дальше экспериментировать с тормозами, амортизаторами, некоторыми элементами. Но едет он отлично, очень быстро. С таким инструментом мы все обязаны ехать достойно.

Стартовая арка на Красной площади, откуда и давали старт самому длинному и сложному марафону планеты

Стартовая арка на Красной площади, откуда и давали старт самому длинному и сложному марафону планеты

Без лишней скромности скажу, что «ГАЗели» сейчас едут в десятке российского «абсолюта». Но ралли-рейды – командный вид спорта, в нем побеждает не отдельный пилот, а коллектив. «ГАЗ Рейд Спорт» – команда. С нами в зачете шел даже женский экипаж, проблемы девочек – наши проблемы.

Полный набор специального оборудования, который будет следить за маршрутом и соблюдением правил

Полный набор специального оборудования, который будет следить за маршрутом и соблюдением правил

КП: Стоило ли брать женский экипаж на столь сложные соревнования?

ВС: Конечно стоило! Девочки заслужили пропуск на этот праздник своей постоянной работой на благо команды, своими результатами! Не взять их было бы моей ошибкой, как капитана команды.

Гоночный лагерь, где право на ночной сон имеют лишь пилоты и штурманы

Гоночный лагерь, где право на ночной сон имеют лишь пилоты и штурманы

КП: Но ведь каждая неисправность в автомобиле женского экипажа ложилась на ваши плечи!

ВС: Это одно из правил командной гонки. Уложили коллеги машину на бок – мы поднимем, пробили колесо – мы заменим. Мы взяли с собой очень хорошие новейшие колеса BFGoodrich All-Terrain KO2, и даже они летели одно за другим на острых как бритва камнях трассы в Казахстане и пустыне Гоби. Ничего страшного, справились!

Команда техников за работой. Утром все машины должны выйти на старт «в полном здравии»

Команда техников за работой. Утром все машины должны выйти на старт «в полном здравии»

КП: Как оцените работу своей команды механиков?

ВС: Ребят мы брали с собой сверхуниверсальных: моторист мог и коробки перебрать, и с подвеской поколдовать, и выхлоп отремонтировать. Они работали не покладая рук, не спали, не ели! Я приезжал, вываливался из-за руля, тут же писал замечания по машине: в рулевом стучит, у заднего амортизатора погромыхивает, мостом долбанулся об огромный валун. Я только дописывал последние пункты, а мастера уже успевали разобрать полмашины. Скорость работ была сумасшедшей.

Чтобы стать механиком гоночной команды, нужно быть мультипрофессионалом, уметь работать с каждым агрегатом и узлом

Чтобы стать механиком гоночной команды, нужно быть мультипрофессионалом, уметь работать с каждым агрегатом и узлом

Иногда казалось, что за несколько ночных часов им не успеть обслужить автомобиль. Но наступало утро, и боевые машины сияли на старте так, словно сошли с конвейера.

Я им очень благодарен, механикам и инженерам. Вместо выяснения отношений и взаимных упреков, а их на фоне усталости всегда хватает, парни делали свою работу несмотря ни на что и очень слаженно.

«ГАЗ Рейд Спорт» хорошо знаком с таким ландшафтом. Поэтому в России и Казахстане особых проблем команда не испытывала

«ГАЗ Рейд Спорт» хорошо знаком с таким ландшафтом. Поэтому в России и Казахстане особых проблем команда не испытывала

КП: Как машины пережили этот кромешный ад?

ВС: «ГАЗели» открылись для меня с новой стороны. Я считаю, что на сегодняшний день «Соболь 4х4» – лучший внедорожник отечественного производства.

Ключевой эпизод гонки – Стефан Петерансель попадает в серьезную аварию и выпадает из борьбы за пьедестал

Ключевой эпизод гонки – Стефан Петерансель попадает в серьезную аварию и выпадает из борьбы за пьедестал

КП: Серьезное заявление, требующее обоснований.

ВС: Обосную: я испытал на себе всех представителей отечественного автопрома. Таких ездовых качеств нет ни у кого. У нас не было ни одной преграды, не было сходов, мы проехали «Шелковый путь» от и до.

Знаменитый француз вынужден восстанавливать свой автомобиль своим силами – техничка команды завязла в нескольких десятках километров от места аварии

Знаменитый француз вынужден восстанавливать свой автомобиль своим силами – техничка команды завязла в нескольких десятках километров от места аварии

КП: Но ведь у «ГАЗ Рейд Спорт» серьезно доработанный автомобиль!

ВС: Это так, но все детали – оригинальные, «газелевские». Мосты, рессоры, рама, кабина, тормоза, рулевое управление, карданные валы – конвейерные. Из спортивного – только мощные амортизаторы да корейская коробка передач. Мотор штатный Cummins ISF 2.8, но накрученный до 200 л. с.

От помощи проезжающих экипажей легендарный гонщик мужественно отказался – гонка есть гонка

От помощи проезжающих экипажей легендарный гонщик мужественно отказался – гонка есть гонка

ГАЗель – коммерческий автомобиль. Надежность, прочность, долговечность компонентов, агрегатов на первом месте. Детали рассчитаны на сумасшедшие нагрузки. Это как раз то, что нужно для ралли-рейдов.

В итоге Петерансель починил подвеску своего багги и добрался до финиша своим ходом

В итоге Петерансель починил подвеску своего багги и добрался до финиша своим ходом

КП: До пустынь Китая вы проехали несколько тысяч километров. Если к российским этапам вы были готовы, то как прошел для команды Казахстан?

ВС: Было очень весело и страшно! На одном из скоростных участков штурман диктует стенограмму: «10 000 глазами, подводных камней нет, вали, сколько не страшно». Ясное дело, я нажал на педаль и понесся по извилистой степной дороге на 150 км/час. Машина подлетает на трамплинах, мягко приземляется в поворотах, почти не метет хвостом. Наслаждение, а не гонка.

«ГАЗели» готовятся к покорению самого сложного фрагмента ралли-марафона – пустыни Гоби

«ГАЗели» готовятся к покорению самого сложного фрагмента ралли-марафона – пустыни Гоби

Впереди плавный левый поворот. Захожу в него, не сбрасывая газ. Машина, естественно, скользит боком, взрывая клубы пыли, и все дальше уходит с правильной траектории. Я ловко, как мне казалось, подруливаю, подтыкаю пониженную, вновь открываю газ, выхожу из поворота и почти попадаю на степную дорожку. Вдруг краем глаза замечаю огромный бетонный блок справа по ходу машины, притаившийся в высокой траве. Я лечу прямо на него. Со страха зажмурился. Успел крикнуть штурману: «держись, сейчас закувыркаемся». Но, слава богу, проскочил мимо блока, наверное, в полуметре. Обошлось. Отдышаться потом километров сто не мог! Больше таких ошибок со входом в поворот старался не допускать.

Последние метры степей Казахстана перед китайской границей

Последние метры степей Казахстана перед китайской границей

КП: Это нормально для ралли-рейдов?

ВС: Да, нормально. Нужно ехать по дороге, а не полем. В легенде черным по белому прописано: за границы дороги не выходить!

О таких дорогах, как в Китае, нам остается только мечтать

О таких дорогах, как в Китае, нам остается только мечтать

КП: Все это правило соблюдают?

ВС: Грузовики такими мелочами пренебрегают – режут углы «только в бой». На автомате за ними повторяют маневр и младшие классы. Без задней мысли даже! А там может быть колея, промоина или яма. Поэтому случаи, когда участники встают в позицию «кормой в небо» не редкость. В прошлом году «КамАЗ» поставил так один из грузовиков – в степи появился огромный банкомат.

Идеальный асфальт и разметка. Вот бы узнать рецепт!

Идеальный асфальт и разметка. Вот бы узнать рецепт!

КП: Какие спецучастки особенно запомнились?

ВС: В Казахстане был очень хороший горный участок. Очень понравился. Потом были очень быстрые «допы» в полях – все ехали на предельной скорости. Был песок, а потом грязь. Понятное дело, тут Peugeot Total Sport всем мог дать 100 очков форы на своих супербыстрых багги. Я захожу в поворот, а там овражек и лужи. Глина. Штурман уже в голос кричит, тормозить надо, а машина поплыла, потеряла управление. Сколько руль не крути, она летит прямо. Дальше все подсохло, скорости резко возросли. И тут «Пежо» всем воткнул. По самые уши. И Васильеву тоже. Петерансель ехал под 200 км/час, его бы в жизни никто не догнал, если бы не та самая яма.

Татьяна Елисеева досыпает последние минутки перед стартом очередного спецучастка. Истинный пилот никогда не снимает комбинезон и спит в тени боевого автомобиля

Татьяна Елисеева досыпает последние минутки перед стартом очередного спецучастка. Истинный пилот никогда не снимает комбинезон и спит в тени боевого автомобиля

КП: Вячеслав, это один из самых ярких моментов «Шелкового пути». О нем – подробнее.

ВС: Француз – многократный чемпион «Дакара» и самый сильный пилот в мире ралли-рейдов. Догнать его практически невозможно. Но даже такие звезды иногда ошибаются. Случилось это и в Казахстане. Петерансель ехал «на все деньги», но грамотно и уверенно. Впереди была ступенька, помеченная в книге штурмана как очень опасная, с двумя восклицательными знаками. Перед такой, обычно, все спортсмены тормозят. Но Петерансель этого не сделал, скорее всего, переоценил возможности своего багги, надеясь, что огромных ходов подвесок хватит на коварный уступ. Не проскочил. Гоночный автомобиль взмыл в воздух, пролетел метров 15–20, неудачно приземлился и сделал несколько оборотов.

Конструкция гоночных «ГАЗелей» выдержала испытание – все машины добрались до Пекина своим ходом

Конструкция гоночных «ГАЗелей» выдержала испытание – все машины добрались до Пекина своим ходом

Будь Peugeot 2008 DKR полноприводным – Стефан бы выкарабкался, опыта ему не занимать. Но быстрая моноприводная машина приземлилась на переднее колесо, и они полетели «винтом». Разрушения были, конечно, знатные. Их техничка села в болоте несколькими километрами ранее, так что чинить багги французу надо было самостоятельно. Мы на своей ГАЗели остановились, предложили помощь – на галстуке дотащить до финиша. Так принято в рейдах. Французский экипаж поблагодарил, но отказался.

Евгений Павлов спешит «травить» колеса – после горной гряды вновь начался песок

Евгений Павлов спешит «травить» колеса – после горной гряды вновь начался песок

Надо отдать должное Петеранселю: не только как пилоту, но и как механику – каким-то неведомым образом они со штурманом самостоятельно починили подвеску и доехали до финиша. Но в итоге этот кульбит стоил ему подиума.

Вячеслав Субботин на последнем издыхании. Гонка затянулась, температура забортного воздуха перешагнула все допустимые пределы

Вячеслав Субботин на последнем издыхании. Гонка затянулась, температура забортного воздуха перешагнула все допустимые пределы

КП: Как в дорога в Казахстане в целом?

ВС: Длинные участки по 600 км. Степь с холмами. Колея за колеей, и все – поперек. Очень часто встречаются вязкие болота. Приходится постоянно включать и выключать полный привод. Времени на этом мы потеряли кучу.

Пески Гоби покорились нижегородскому внедорожнику, но без приключений не обошлось

Пески Гоби покорились нижегородскому внедорожнику, но без приключений не обошлось

КП: Но судьба гонки решилась все же в пустыне Гоби?

ВС: Это был самый сложный, лютый участок. Температура в тени 52 градуса, а у многих даже кондиционера нет. И у девочек не было. В итоге именно пустыня и выявила победителя «Шелкового пути».

Оба газовских экипажа собрали полный букет песчаных ловушек

Оба газовских экипажа собрали полный букет песчаных ловушек

КП: И как ощущения с учетом обязательного для всех пилотов и штурманов несгораемого костюма?

ВС: Не знаю, как пережили. Вопреки логике и здоровью. Налил воды в шлем, налил в костюм, выдохнул и поехал. Воду с собой брали упаковками: себе, коллегам по гонке. Пустыня не место для шуток и экспериментов – это серьезный риск, экипаж может там застрять на несколько дней. К тому же всегда надо делиться с ребятами, кто недооценил температурные режимы. Одной бутылкой тут не отделаешься.

Первыми уложили машину на бок девушки. В такой ситуации остается только ждать помощи, прячась от палящего солнца в образовавшейся тени

Первыми уложили машину на бок девушки. В такой ситуации остается только ждать помощи, прячась от палящего солнца в образовавшейся тени

КП: Как ехать в пустыне?

ВС: Только ходом. Надо ехать, как «Пежо». Иначе можно застрять, завалиться на бок и остаться там навсегда. Я впервые попал в такой песок. Каждый день, каждый спецучасток в Китае был открытием. Условия настолько разнообразные, что голова кругом идет. Раньше у «ГАЗ Рейд Спорт» такого опыта не было. Никогда. Поэтому моей ключевой задачей было не только самому научиться, но и другим помочь.

Температура окружающего воздуха достигла отметки в +60 градусов. Песок – еще горячее, обувь плавится

Температура окружающего воздуха достигла отметки в +60 градусов. Песок – еще горячее, обувь плавится

КП: Самый жесткий этап – Гоби?

ВС: Конечно. Без сомнения. Татьяна Елисеева там машину уложила на бок: горная гряда, песчаные «цирки» один за другим. Постоянно едешь по кругу, голова кружится, а педаль отпускать нельзя – машина мигом улетает. По чужим следам ехать нельзя, корка песчаная сломана, а под ней десятки метров сухого и сыпучего песка. На солнце температура песка была, наверное, под сотню. Яичницу можно жарить. Однажды я вышел из машины, сделал три шага и подошвы у жаростойких гоночных кроссовок отклеились! Как эту жару и сумасшедшую нагрузку в пустынных песках выдерживали моторы, даже не представляю. Спасибо специалистам Total, которые много работали с настройками дизелей Cummins, подобрали правильные масла и материалы так, что наши моторы во время всего ралли даже ни разу не закипели, как было у многих.

Женский экипаж в горячке гонки просто не заметил яму

Женский экипаж в горячке гонки просто не заметил яму

КП: Самый обидный момент гонки?

ВС: И опять Гоби. Девчонки уложили «ГАЗель» буквально в нескольких метрах от перевала. Дорогу нормальную уже видно было. До финиша – рукой подать. Вымотались так, что руки опустились. А на выходе – очередной штраф.

Спасение затянулось на несколько часов. А ведь до асфальта и финиша оставались считанные километры

Спасение затянулось на несколько часов. А ведь до асфальта и финиша оставались считанные километры

КП: И это был не финал?

ВС: Даже до антракта с бутербродами еще не дошли. Потом были горы с острыми, как лезвия, камнями, где мы в считанные секунды «оставили» все колеса. Песочек сначала, стравились, а потом пошли камни. И привет, поминай, как звали. Однажды приехали на финиш уже на остатке диска, переобуваться было не во что. В итоге возили с собой уже по три запасных колеса.

Когда не осталось ни одной целой «запаски», а финишировать надо

Когда не осталось ни одной целой «запаски», а финишировать надо

КП: Капитанский экипаж прошел гонку без серьезных приключений?

ВС: Какое там, весь букет собрали! В пустыне вылетели из очередного цирка, в силы свои поверили, и тут же положили машину на бок, причем на горке. Начали вылезать, а она как начнет вниз скользить. Выбрались – и грянул дождь стеной. Приключений было столько, на всю зиму хватит, если по одному в день рассказывать. Большая гонка требует особого опыта и чувства руки на уровне подсознания.

Почти сотня километров на спущенном колесе превратили кованый диск в балванку, размером с блюдце. Но машина финишировала

Почти сотня километров на спущенном колесе превратили кованый диск в балванку, размером с блюдце. Но машина финишировала

КП: Поэтому у вашей команды в итоге было такое кошмарное итоговое отставание от Депре?

ВС: Дело не только в отсутствии опыта и нарабатывании командной тактики, но и в чудовищном нормативе. Нужно было с самого старта ехать быстро, «на все деньги». Даже колесо поменять иногда некогда было! Остановился, потерял 10–15 минут, в норматив не уложился. Не финишировал вовремя, опоздал даже на минуту – получил штраф 100 часов.

А это «прилег» уже капитанский автомобиль Вячеслава Субботина

А это «прилег» уже капитанский автомобиль Вячеслава Субботина

КП: А как же Петерансель, который разбил машину и чинил ее самостоятельно?

ВС: Он ехал первым, ехал с большим запасом, который в итоге и дал ему возможность остаться в гонке. Сравнивая «ГАЗ Рейд Спорт» с «Peugeot Total Sport» отмечу, мы во многом похожи. Чтобы стать чемпионами Дакара, «Пежо» прошли долгий путь в шесть лет. Мы тоже вышли на ралли с желанием стать чемпионами, и мы также уверенно движемся по этому пути. Рано или поздно, но мы будем на международном подиуме. В «Шелковом пути 2016» задачи выиграть во что бы то ни стало, перед командой не стояло. Надо было пристреляться, многое попробовать и проверить. У нас все получилось. Из 150 стартовавших экипажей Газели были на финише марафона 55 и 56 местах в абсолюте. Это достойный результат. Девчонки вообще заняли первое место в зачете женских экипажей. Несомненно, это успех. Теперь мы знаем слабые места, как их устранить и как бороться за самый лучший результат.

Температура на улице достигает пятидесяти градусов. Находится на открытом солнце невозможно. В кабинах боевых автомобилей еще жарче

Температура на улице достигает пятидесяти градусов. Находится на открытом солнце невозможно. В кабинах боевых автомобилей еще жарче

КП: Какие вынесли для себя знания?

ВС: Да самые простые и важные. В первую очередь, какие машины и как строить. Сколько команде нужно механиков и какой специализации, сколько брать колес и сколько запчастей. Воды сколько нужно брать! Как решить проблемы со связью, к кому бежать, сколько нести, куда ехать, где взять. Столкнулись с языковым барьером в Китае – хоть стой, хоть падай. Выучили только одну фразу: «Дизель, полный бак». А она в разных провинциях звучит по-разному! Чуть ошибся с произношением – китайцы не понимают. Приходится на пальцах показывать, на пыли рисовать!

Все покрывается пылью за секунды: приборы, торпедо, лица, легкие

Все покрывается пылью за секунды: приборы, торпедо, лица, легкие

КП: Как Вам соперники?

ВС: Это был самый важный момент гонки, главный урок. Посмотрели не только на устройства машин, но и на работу команды техников, устройство лагеря, на расписание. Дело даже не в железе и навыках: какую одежду они с собой привезли, какие продукты, какой фирмы инструменты, как проводят собрания… Этому начали учиться с первых дней, ходить к ним, вопросы задавать.

Пустыня Гоби осталась позади – трасса на Пекин свободна!

Пустыня Гоби осталась позади – трасса на Пекин свободна!

КП: А как же результат, неужели он был совсем не важен?

ВС: Для нас это и есть результат. Причем глубоко положительный, на 100%. К тому же обоим экипажам удалось доехать до Пекина своим ходом. Да, получали штрафы, да, периодически приезжали на трех колесах, да, тянули друг друга на тросе, но ведь доехали! «ГАЗели» доехали до Пекина! Вдумайтесь, раньше о таком и помыслить было нельзя, а мы сдюжили! А то, что 300 часов отставания, так это мелочи: три раза по 100 часов получили, вот и отстали на 10 суток.

Искренняя радость Татьяны Елисеевой, для которой это был первый столь сложный ралли-марафон

Искренняя радость Татьяны Елисеевой, для которой это был первый столь сложный ралли-марафон

КП: Вячеслав, вы прошли «Шелковый Путь», завоевывали медали в Чемпионате России. Что дальше будет с командой, какие планы на 2017 год?

ВС: ГРС не спасовал перед «Шелковым Путем», успешно завершил Чемпионат России и готов к новым горизонтам. Сейчас идет постройка нового прототипа на базе «ГАЗели», который будет еще быстрее, благодаря пространственной раме из труб. Мы приобрели огромный опыт, научились ездить парами. Такой навык в ралли-рейдах – 50% успеха.

Добрососедство: «ГАЗ Рейд Спорт» и «МАЗ»

Добрососедство: «ГАЗ Рейд Спорт» и «МАЗ»

Сейчас переварим накопленные знания, поработаем над машинами. И будем дальше инвестировать в команду, в пилотов, в штурманов, растить коллектив. Железо – дело наживное, а вот хорошего гонщика днем с огнем не сыскать. Наша задача – их вырастить. В «Дакаре» можно стартовать уже сейчас, но до подиума сразу не дотянуться, многое предстоит сделать.

На каком бы месте Стефан Петерансель не заканчивал очередную гонку – он все равно лучший и самый популярный гонщик планеты

На каком бы месте Стефан Петерансель не заканчивал очередную гонку – он все равно лучший и самый популярный гонщик планеты

КП: Сколько нужно времени, чтобы «ГАЗель» начала на равных тягаться с мировыми грандами?

ВС: При должном уровне финансирования нам потребуется еще лет пять. И будет команда уровня «Пежо Спорт».

Татьяна Елисеева фотографируется с поклонником в Пекине. О заводской команде из Нижнего Новгорода в Поднебесной уже наслышаны

Татьяна Елисеева фотографируется с поклонником в Пекине. О заводской команде из Нижнего Новгорода в Поднебесной уже наслышаны

КП: Вячеслав, что Вы пожелаете нам всем в 2017 году?

ВС: Конечно, побед!

Экипаж Елисеева/Правдина стал лучшим, среди прекрасной половины участниц «Шелкового пути 2016»

Экипаж Елисеева/Правдина стал лучшим, среди прекрасной половины участниц «Шелкового пути 2016»