Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
СЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ И НЕРВЫ
По данным соцопросов, более 46% россиян, то есть практически каждый второй, посещают государственные поликлиники. И едва ли не каждый согласится: их состояние и качество медпомощи далеки от идеала.
- Эксперты (из правительства, Мин-здрава и других ведомств. - Ред.) изучили общественное мнение, запросы и лучшую практику, которая уже есть в России, - пояснил «КП» директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов. - И разработали модель «бережливой поликлиники».
Как уверяют специалисты, такая поликлиника будет беречь время и нервы пациентов, чтобы люди быстро и комфортно получали медсправки, рецепты, проходили обследования и попадали на прием к врачам.
Также главврачам ставят задачу сократить тягомотные моменты в работе - например, бумажную волокиту, переведя обработку документов в электронную форму. Это сбережет время и нервы врачей, чтобы половину приема они не тратили на заполнение бумажек, а больше занимались пациентами.
Как сообщает Минздрав, пилотные проекты таких «бережливых поликлиник» уже начали обкатывать в прошлом году в Ярославской, Калининградской областях и в Севастополе.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова назвала новую модель «фабрикой технологий» и рассказала о впечатляющих результатах: по ее словам, «достаточно 4 - 5 месяцев, чтобы разделить потоки здоровых и больных пациентов, обеспечить комфортное прохождение диспансеризации, начать оказывать помощь без очередей, сократив время записи на прием в 5 раз, а ожидания приема - в 12 раз, увеличить время непосредственной работы врача с пациентом в 2 раза».
ГДЕ ПОДОЛЬШЕ, А ГДЕ ПОБЫСТРЕЕ
Судя по словам министра, в пилотных регионах план местами даже перевыполнили.
В самом документе сказано, что работу поликлиник нужно отладить так, чтобы пациенты почувствовали три главных изменения:
- Врачи стали бы уделять больным в 2 раза больше времени. Разработчики поясняют, что этого нужно добиваться не за счет продления приема у доктора, а за счет сокращения бумажной работы врача, что-то перераспределить медсестре, вот и получится выигрыш времени на осмотр-консультирование пациента.
- Ожидание у кабинета врача должно уменьшиться не менее чем в 3 раза.
- Время оформления записи на прием к доктору сокращается тоже не менее чем в 3 раза.
Впрочем, нам обещают и еще кое-какие новшества.
ВЕЖЛИВЫЕ ЛЮДИ В РЕГИСТРАТУРЕ
Кроме трех главных целей (см. выше), авторы новой модели поликлиники расписали 7 мер, которые нужно применять на практике для достижения светлого будущего - когда пациенты станут попадать, как выразилась министр Вероника Скворцова, в «особую атмосферу дружелюбия, комфортности и приходить туда (в поликлиники. - Ред.) заниматься собственным здоровьем».
Сейчас-то, увы, больные порой ходят, чтобы посидеть в очередях, поскандалить в регистратуре и подрастерять остатки здоровья…
Среди тех самых спасительных мер как раз организация «вежливой регистратуры», разделение пациентов на потоки больных и здоровых - тех, кому нужно лишь получить справку или пройти диспансеризацию.
Для каждого потока должны быть выделены свои кабинеты врачей, окна в регистратуре, а то и отдельные входы - как уже делают в некоторых коммерческих клиниках.
А еще в документе говорится о «перераспределении нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом».
ВРАЧ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВРАЧ. ОН ЕЩЕ И МЕДСЕСТРА
Перераспределение нагрузок - на самом деле один из самых важных пунктов, считает эксперт по здравоохранению Давид Мелик-Гусейнов:
- Сегодня в России врач больше, чем врач - он и медсестра, и делопроизводитель, и диагност, и доктор. Вообще-то в процессе приема пациента большую роль должна играть медсестра. Но, к сожалению, медсестер у нас сейчас не хватает, поэтому врачи вынуждены заменять их на бумажной работе.
- А откуда вдруг возьмутся медсестры?
- Конечно, уже завтра резко увеличить их количество не удастся, - соглашается эксперт. - Но можно грамотно организовать работу так, чтобы максимально восполнить дефицит - к примеру, в Москве пошли на создание сестринских постов. Такой пост находится в холле поликлиники, и сестра не сидит постоянно рядом с врачом, а занимается обслуживанием пациентов, которым требуется неврачебная помощь: выписать справку, продлить рецепт, записаться на прием к доктору-специалисту.
МНЕНИЕ МЕДИКОВ
Доктора не в курсе и подозревают неладное
Сами врачи, похоже, еще не очень в курсе грядущих нововведений. Районные поликлиники будут превращаться в «бережливые» постепенно, и большинство из них окончательно перейдет на новый формат работы только к 2023 году. Однако те медики, которые успели ознакомиться с «планом действий», особого восторга не испытывают.
- Первый минус в том, что делается ставка на удобство и комфорт, а не на качество медпомощи, хотя человек приходит в поликлинику в первую очередь ради правильного диагноза и лечения, а не чтобы посидеть на мягком диване и насладиться красивым ремонтом, - напомнила в эфире Радио «КП» (97,2 FM) член межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» врач-терапевт Альбина Стрельченко. - Похоже, чиновники переживают больше о форме, чем о содержании.
И еще любой медработник вам скажет: сейчас идет экономия на ставках, на специалистах, из одного и того же человека пытаются выжать максимум. При этом реального роста зарплат мы не чувствуем.
ГЛАС НАРОДА
Чего хотят пациенты
Мнения читателей «КП» разделились. Большинство считают: качество медпомощи важнее сервиса.
Врачи должны ЛЕЧИТЬ, а не просто принимать больных. Люди ходят годами в поликлиники, а болезней только прибавляется. Потому и возникают очереди. Я сам хожу уже 10 лет, не помогли ничем.
Игорь.
Самое печальное и опасное - что нет грамотных врачей. Недавно мне выписали два лекарства. Залез прочитать инструкции, а там написано, что эти два препарата категорически противопоказано употреблять вместе! И так все указания врачей приходится перепроверять, это нормально?!
Олег.
Другая часть пациентов считает: никто не спорит, что качество медпомощи у нас нужно подтягивать, но ведь одно другому не мешает - если у человека больное сердце, это же не значит, что ему не стоит зубы лечить?!
Надо наконец-то завести электронные карты пациентов.
Ольга.
Хорошо бы в поликлиниках у персонала поменять равнодушие на душевность, заинтересованность в здоровье пациента; жлобство - на порядочность; бесчеловечность - на человечность.
Сергей.