Даже если ДТП обошлось без других участников, не стоит торопиться отмечать это печальное событие возлияниями
Фото: Кирилл БРЕВДО
Пить за рулем нельзя – это всем известно. Однако правила дорожного движения совершенно четко определяют случаи, когда не следует баловаться горячительными напитки даже после управления транспортным средством – все они прописаны в пункте 2.7 ПДД. Водителю запрещено употреблять алкоголь после остановки по требованию сотрудника ГИБДД, но до проведения освидетельствования на трезвость, а также после совершения дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен. Но вот в чем загвоздка: как понять, было ДТП или же его не было?
Все не так просто, как кажется на первый взгляд. Любопытный случай произошел в Тыве некоторое время назад. Некий водитель ехал по проселочной дороге на своей «шахе» и повредил колесо. Неприятно, но не смертельно. В дело пошло запасное колесо, но и его хватило ненадолго – через некоторое время открутились болты, и водителю пришлось остановиться – на сей раз окончательно: крепеж по дороге растерялся. Ну все, приехали, – решил бедолага и позвал на помощь родственника. А пока тот едет, можно и расслабиться. С бутылочкой пива. Почему бы и нет?
Потому что нет, – так показалось инспектору ДПС, который проезжал мимо. Учуяв пивной дух, исходивший от сидевшего на обочине страдальца, он обвинил его в нарушении правил – дескать, выпил, не оформив ДТП должным образом – и вынес соответствующее постановление. А в суде определили меру наказания в виде лишения прав на полтора года и штраф в 30 тысяч рублей.
Однако позже Верховный суд отменил это решение и повелел прекратить административное дело. Логика такая: когда мировой судья постановил, что водитель употребил после совершения дорожно-транспортного происшествия, он не указал, какие у этого инцидента были последствия. А они обязательно должны быть – если конечно, это на самом деле ДТП. Ведь во второй статье Закона «О безопасности дорожного движения» дается исчерпывающее определение, согласно которому дорожно-транспортное происшествие – это «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Вот и получается, что ни по одному из пунктов история с отвинтившейся запаской не попадает под это определение – следовательно, и никакого ДТП не было. Определенно, это стоило отметить!
Однако если бы в результате пресловутой потери колеса машина повредилась – ну, например, помялось крыло – то, по идее, следовало бы вызвать инспектора для оформления: там, где ущерб, там и ДТП. И неважно, застрахован ли автомобиль по каско. Даже если вообще нет никакой страховки, а все тягости ущерба придется нести самому пострадавшему, то получается, что есть ДТП, и его нужно оформлять. Но любой инспектор, приехавший по такому вызову, скажет – ну и зачем ты меня вызвал, дорогой друг? Забирай свою машину и вези в ремонт!
В общем, ситуация все равно остается слегка неоднозначной – даже после разъяснения от Верховного суда. А житейский совет таков: если повредили машину на дороге без ущерба для кого-либо еще, при этом страховая премия вам не светит, а с последствиями вы намерены разобраться самостоятельно, то смело двигайтесь домой или везите автомобиль на эвакуаторе в сервис. Но воздержитесь от употребления. И уже дома в спокойной обстановке можете расслабиться и накатить без угрызений совести.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Адвокат Георгий Холманский, председатель Ассоциации адвокатов «Правовое Товарищество»:
Действительно, ДТП возникает там, где возникает какой-либо ущерб или иной материальный (то есть подлежащий оценке) вред. При этом не играет никакой роли наличие либо отсутствие страховки автотранспортного средства, значение имеет лишь формальный состав дорожно-транспортного происшествия, что вызывает обязанность его оформления. Получается, что при любом совершении ДТП необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, дождаться их приезда и принять участие в оформлении протокола и схемы. Однако при съезде автомобиля с проезжей части, сбивании животных, иных физических объектов не подлежащих оценке, а также при отсутствии вреда жизни и здоровью граждан, причинении иного материального ущерба состав ДТП отсутствует. В том случае, если гражданин врезался в опоры ограждения, столб освещения, иные элементы дорожного хозяйства, имеется вполне оценимый материальный ущерб и необходимо оформление ДТП.
Что же касается возлияний, то закон однозначно запрещает причастному к ДТП водителю употреблять алкогольные напитки (равно как и наркотические или психотропные вещества) до процедуры оформления – в частности, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования. И неважно, на каком из сидений автомобиля либо вне салона машины находится водитель и где находится сам автомобиль (на обочине дороги, в кювете, на закрытой территории, в лесополосе и т. д.) Следствием выпивки после ДТП может явиться применение санкции ст. 27.13. КоАП РФ в виде задержания транспортного средства и перемещении его на штрафстоянку. Данное требование направлено на объективную оценку дорожной ситуации, верность оформления материала о совершенном ДТП, установлении степени вины каждого участника дорожного движения и, в конечном счёте, на защищенность участников движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.