Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Авто18 августа 2017 10:55

Как понять, было ли ДТП и когда можно после него употреблять?

Верховный суд разъяснил, что следует считать дорожно-транспортным происшествием
Даже если ДТП обошлось без других участников, не стоит торопиться отмечать это печальное событие возлияниями

Даже если ДТП обошлось без других участников, не стоит торопиться отмечать это печальное событие возлияниями

Фото: Кирилл БРЕВДО

Пить за рулем нельзя – это всем известно. Однако правила дорожного движения совершенно четко определяют случаи, когда не следует баловаться горячительными напитки даже после управления транспортным средством – все они прописаны в пункте 2.7 ПДД. Водителю запрещено употреблять алкоголь после остановки по требованию сотрудника ГИБДД, но до проведения освидетельствования на трезвость, а также после совершения дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен. Но вот в чем загвоздка: как понять, было ДТП или же его не было?

Все не так просто, как кажется на первый взгляд. Любопытный случай произошел в Тыве некоторое время назад. Некий водитель ехал по проселочной дороге на своей «шахе» и повредил колесо. Неприятно, но не смертельно. В дело пошло запасное колесо, но и его хватило ненадолго – через некоторое время открутились болты, и водителю пришлось остановиться – на сей раз окончательно: крепеж по дороге растерялся. Ну все, приехали, – решил бедолага и позвал на помощь родственника. А пока тот едет, можно и расслабиться. С бутылочкой пива. Почему бы и нет?

Потому что нет, – так показалось инспектору ДПС, который проезжал мимо. Учуяв пивной дух, исходивший от сидевшего на обочине страдальца, он обвинил его в нарушении правил – дескать, выпил, не оформив ДТП должным образом – и вынес соответствующее постановление. А в суде определили меру наказания в виде лишения прав на полтора года и штраф в 30 тысяч рублей.

Однако позже Верховный суд отменил это решение и повелел прекратить административное дело. Логика такая: когда мировой судья постановил, что водитель употребил после совершения дорожно-транспортного происшествия, он не указал, какие у этого инцидента были последствия. А они обязательно должны быть – если конечно, это на самом деле ДТП. Ведь во второй статье Закона «О безопасности дорожного движения» дается исчерпывающее определение, согласно которому дорожно-транспортное происшествие – это «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Вот и получается, что ни по одному из пунктов история с отвинтившейся запаской не попадает под это определение – следовательно, и никакого ДТП не было. Определенно, это стоило отметить!

Однако если бы в результате пресловутой потери колеса машина повредилась – ну, например, помялось крыло – то, по идее, следовало бы вызвать инспектора для оформления: там, где ущерб, там и ДТП. И неважно, застрахован ли автомобиль по каско. Даже если вообще нет никакой страховки, а все тягости ущерба придется нести самому пострадавшему, то получается, что есть ДТП, и его нужно оформлять. Но любой инспектор, приехавший по такому вызову, скажет – ну и зачем ты меня вызвал, дорогой друг? Забирай свою машину и вези в ремонт!

В общем, ситуация все равно остается слегка неоднозначной – даже после разъяснения от Верховного суда. А житейский совет таков: если повредили машину на дороге без ущерба для кого-либо еще, при этом страховая премия вам не светит, а с последствиями вы намерены разобраться самостоятельно, то смело двигайтесь домой или везите автомобиль на эвакуаторе в сервис. Но воздержитесь от употребления. И уже дома в спокойной обстановке можете расслабиться и накатить без угрызений совести.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Адвокат Георгий Холманский, председатель Ассоциации адвокатов «Правовое Товарищество»:

Действительно, ДТП возникает там, где возникает какой-либо ущерб или иной материальный (то есть подлежащий оценке) вред. При этом не играет никакой роли наличие либо отсутствие страховки автотранспортного средства, значение имеет лишь формальный состав дорожно-транспортного происшествия, что вызывает обязанность его оформления. Получается, что при любом совершении ДТП необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, дождаться их приезда и принять участие в оформлении протокола и схемы. Однако при съезде автомобиля с проезжей части, сбивании животных, иных физических объектов не подлежащих оценке, а также при отсутствии вреда жизни и здоровью граждан, причинении иного материального ущерба состав ДТП отсутствует. В том случае, если гражданин врезался в опоры ограждения, столб освещения, иные элементы дорожного хозяйства, имеется вполне оценимый материальный ущерб и необходимо оформление ДТП.

Что же касается возлияний, то закон однозначно запрещает причастному к ДТП водителю употреблять алкогольные напитки (равно как и наркотические или психотропные вещества) до процедуры оформления – в частности, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования. И неважно, на каком из сидений автомобиля либо вне салона машины находится водитель и где находится сам автомобиль (на обочине дороги, в кювете, на закрытой территории, в лесополосе и т. д.) Следствием выпивки после ДТП может явиться применение санкции ст. 27.13. КоАП РФ в виде задержания транспортного средства и перемещении его на штрафстоянку. Данное требование направлено на объективную оценку дорожной ситуации, верность оформления материала о совершенном ДТП, установлении степени вины каждого участника дорожного движения и, в конечном счёте, на защищенность участников движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.