Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды20 сентября 2017 22:00

Чудо Ольги Остроумовой

Корреспондент "КП" поговорила с любимой миллионами актрисой накануне ее 70-летия
Таким актрисам, как Ольга Остроумова, надо кланяться в ноги и благодарить за то, что они сохранили в себе ту настоящую русскость, утрачиваемую нами сегодня

Таким актрисам, как Ольга Остроумова, надо кланяться в ноги и благодарить за то, что они сохранили в себе ту настоящую русскость, утрачиваемую нами сегодня

Фото: Олег ЗОЛОТО

21 сентября Ольга Остроумова отмечает юбилей. Не просто актриса и даже не просто жена Валентина Гафта. Мы помним ее, золотоволосую красавицу Женьку Комелькову из культового фильма Ростоцкого "А зори здесь тихие". Знаменитый кадр в бане. Обнаженная Остроумова появляется в дверях.

- Русалка ты, Женька, - говорят восхищенные подруги.

Сами-то они прикрылись шайками и лейками. Ей пришлось сложнее. Пройти в чем была по всей советской бане и советским экранам... В день юбилея многие СМИ наверняка назовут ее "секс-символом". Но это будет пошло, мелко и избито. Все так, как совершенно не подходит к Ольге, девочке из оренбуржья, из исконно русской семьи, в которой на много поколений обозначилась линия священников.

"Она принадлежит поколению с прививкой благородства, носителям настоящего русского характера. Таким актрисам надо кланяться в ноги и благодарить за то, что они сохранили в себе ту настоящую русскость, утрачиваемую нами сегодня", - справедливо заметил критик Валентин Курбатов.

Строгая, но внимательная в беседе, мудрая, не злословящая относительно "террариума единомышленников" (как называют знающие люди театральный коллектив). Спрашиваешь, как будете отмечать юбилей - огорчается.

Мы помним ее, золотоволосую красавицу Женьку Комелькову из культового фильма Ростоцкого "А зори здесь тихие". Знаменитый кадр в бане. Обнаженная Остроумова появляется в дверях

Мы помним ее, золотоволосую красавицу Женьку Комелькову из культового фильма Ростоцкого "А зори здесь тихие". Знаменитый кадр в бане. Обнаженная Остроумова появляется в дверях

- Ну почему сегодня всех интересует, как ты живешь, какая у тебя квартира, что ты ешь, как ты ешь? В театре Моссовета я в день рождения играю "Римскую комедию". Потом будут у меня и стол, и гости...Но не это важно. Правда, не это.

Спрашиваешь: а что тогда? Отвечает:

- А знаете, я поняла, как важно уметь радоваться маленьким вещам. Не ждать чего-то сверхъестественного, а любить то, что есть. Солнце взошло — это уже чудо. Живы любимые — это чудо. Если уметь радоваться, тогда от беды и от случайности, несчастья не упадешь. Выстоишь.

И вдруг, услышав вопрос о природе оптимизма, знаменитого остроумовского оптимизма, о котором знают все, кто хотя бы чуть-чуть знаком с ней - снова грустнеет. "Оптимизм мой, мусечка, на исходе. Совсем мало его осталось.Почему? Время такое. Какое? Идиотское."

Кадр из фильма "Доживем до понедельника"

Кадр из фильма "Доживем до понедельника"

Странно слышать.

Очевидно, есть тому причины. И уход любимого режиссера Павла Хомского. И неопределенность в театре Моссовета, где долгое время служит актриса. И страх за судьбу русского психологического театра. Не раз, не раз (правда, не называя фамилий) она говорила, как не любит режиссерские выкрутасы, когда режиссер выпячивает себя, ради эпатажа, а не ради идеи... А может, разница во времени сказалась. Наш звонок пришелся, когда в Благовещенске стояла поздняя ночь.

- Я прилетела на фестиваль "Амурская осень" и, к моему удивлению, день рождения стали отмечать здесь. Это было приятно и неожиданно, - сказала она.

При полном аншлаге актриса провела творческий вечер. И даже пела любимую "Летят утки". "Как-то с возрастом становишься ближе к людям, к народной песне".

Она и сама такая: настоящая, народная. Не стесняется признаться:

"Ужасно боюсь этих всяких вечеров. Легче спектакль сыграть. Я там защищена режиссером, актером, костюмом... А здесь - как голая..."

Ей чужда публичность, повышенное внимание. Она часто говорит: "по мне - лучше бы меня просто не замечали" и приводит в пример Вертинского, мазавшего лицо белилами и добившегося полной неузнаваемости вне сцены. Потому, наверное, лучшей работой считает не Женьку в "Зорях", а, например, рвущую душу Анфису из спектакля "Вдовий пароход" или Василисы из "Василия и Василисы", по рассказу Валентина Распутина.

Сцену, в которой Василиса, ловко орудуя ухватом обезвреживает пьяницу-мужа, пригвоздив его к полу, крутят на экранах ТВ часто.

А вот сам фильм - жемчужина нашего кинематографа - прошел в восьмидесятые тихо и незаметно. Лента поднимает популярную нынче проблему домашнего насилия. Но дает немодный сегодня ответ. Правозащитники бы взвыли.

Кто видел - понимает: Остроумова совершила подвиг. Совсем молодая - едва за тридцать - сыграла всю жизнь русской женщины. От 17 до семидесяти лет. И не просто сыграла, потому что игры в фильме и не было. Раскрыла невероятной силы русский характер. Сложный, непонятный, настоящий, да еще воплощенный Распутиным. Чтобы понять русскую женщину, японская переводчица Распутина приняла христианство... Стоит ли сомневаться; роль удалась Остроумовой по праву происхождения и той самой прививки, о которой говорил Курбатов.

Когда-то, как вспоминает Остроумова, история Василисы не давала покоя.

- Я ложилась спать - и мне снились сны про Василису. Я готовила еду - и думала о Василисе. И в итоге поняла. Простить, даже самый чудовищный проступок - всегда выше, чем не простить.

Почти библейская история о прощении удивительным образом аукнулась в жизни самой Остроумовой, когда ей пришлось прощать мужа. Не за домашнее насилие, а за измену.

Критик Лев Аннинский сказал: у нашего поколения "спасенышей", детей, родившихся в войну и послевоенные годы - особое ощущение судьбы. Ты не понимаешь умом, но чувствуешь ее руку, чувствуешь, что так надо.

Кадр из фильма "Варвары"

Кадр из фильма "Варвары"

Можно себе представить, как ошарашила родителей, когда из Куйбышева, (куда переехала семья), без связей, знакомств и перспектив, отправилась поступать в ГИТИС. Долгое время она и сама не понимала до конца смысл поступка. Сомнений прибавляло и то, что голос не соответствует внешности (слишком высокий, чтобы исправить несоответствие, актриса даже начала курить). Но даже после успеха - "Доживем до понедельника" и "А зори здесь тихие" - продолжала сомневаться.

Всякий раз вздрагивала и удивлялась, когда ее, уже сыгравшую в знаменитых лентах, узнавали на улицах. "Неужели меня знают".

Рассеять сомнение помогла поэзия.

Уже на излете Советского Союза актрисе предложили прочесть со сцены Кремлевского дворца съездов стихотворение.

- Что-то менялось. Обычно актеры читали стихи советских авторов, которых выбирали за них. Читали под фонограмму. Видимо, руководство боялось, вдруг скажут что-то не то... А мне сказали: "читайте, что угодно". Я поняла: Цветаеву.

Так вершится справедливость.

Именно тогда она, может быть, впервые поняла, что все было не зря. Поняла, зачем выбрала эту профессию.

- Читая Цветаеву, я почувствовала себя колесиком в нескончаемой жизни русской культуры. Ее стихи прозвучали моими связками в Кремле, в первый раз...

Слышно, как улыбается в трубку. Кстати, она до сих пор считает книгу - лучшим подарком.

- Папа очень любил читать и на свою скромную учительскую зарплату собрал замечательную библиотеку. А в конце жизни - сам смастерил, переплел четыре экземпляра книги, автобиографии и раздал детям. Эту папину книгу я очень берегу.

Призналась, что писать автобиографию не торопится. Время еще не пришло. Пока - предпочитает читать мемуарную литературу. Недавно, к примеру, открыла для себя мемуары актера Анатолия Адоскина.

Когда-то в разгар русско-грузинского конфликта, по ее инициативе в театре поставили пьесу "Я, бабушка, Илико и Илларион, в которой Остроумова сыграла бабушку Ольгу. В одном из интервью заметила: играть красавиц надоело. Хочу сыграть "мощную старуху".

Кажется, сын,Михаил Левитин, решил исполнить это желание.

- В театре Моссовета будем играть спектакль по роману Грэма Грина "Путешествие с тетушкой". Я - тетушка. репетиции вот-вот начнутся. Но больше, пожалуй ничего не скажу. Сами все увидите. Есть ли, что еще пожелать себе? Конечно, есть. Хочу учиться новому, хочу быть понятой, постоянно играть. И еще - чтобы был мир. Я надеюсь. Я верю, что жизнь -это великое , неостановимое чудо.

ДОСЛОВНО

Михаил Левитин, сын Ольги Остроумовой:

«Дорогая мама, не могу даже передать, что ты значишь для всех нас»

Я сейчас говорю и за твоих детей, и за внуков, которых, нашими стараниями, у тебя все больше, и за Валентина Гафта, конечно. Желаю тебе счастья, спокойствия, хотя нет, спокойствия не получится. Просто постарайся перестать все за всех делать. И чтобы ты поняла, что не все в твоих силах. Тогда ты, может быть, станешь счастливее и веселее. Я тебя очень люблю. Тебя все любят.

Кстати, пользуясь случаем приглашаю 9 октября на мамин творческий вечер в театре Маяковского он называется "Юбилей поневоле". Приходите, а какие цветы маме дарить - я не знаю. Она у нас сторонится торжеств.