Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Дом. Семья4 декабря 2017 6:25

Хроники Non/fiction№19. День последний

Ключевое слово дня: очереди
В жанре жизнеописаний самой масштабной книгой уходящего года стала книга «Кормильцев. Космос как воспоминание»

В жанре жизнеописаний самой масштабной книгой уходящего года стала книга «Кормильцев. Космос как воспоминание»

К кассе, ко входу, к стендам, к авторам, дающим автографы. Самые большие очереди последнего дня Non/fiction№19 были к Дмитрию Быкову, представлявшему свой роман «Июнь», к Владимиру Войновичу с его книгой «Фактор Мурзика», к Ольге Дворняковой, автору «Одного дня из жизни Деда Мороза» и стабильные очереди к кулинарной дискуссионной зоне, в которой кроме Ирины Чадеевой были еще с десяток кулинарных волшебниц и блогеров, создателей пирогов и салатов.

В своих лекциях Дмитрий Быков многократно говорит о книгах-предчувствиях, книга отразивших состояние накануне революции, репрессий, войны. Если поверить в эту парадигму, то книги, возвращающие интерес читателя к какой-то эпохе – это не только желание поставить точку, переосмыслить, дать взвешенную оценку, но предчувствие, что нечто из ушедшей эпохи возвращается и есть необходимость к этому возвращению подготовится. Кому как не Быкову знать, что попадание в тренд предчувствий и страхов или иллюзий и ожиданий делает книгу символом времени и мега популярной без относительно качества литературы под ее обложкой. Итак, безусловно талантливый и безусловно неоднозначный литературный тщеславец, прозаик и поэт Дмитрий Быков написал хорошую книгу про 30-е годы ХХ века со всем комплектом предчувствий. В некотором смысле роман «Июнь» - предвыборный, в нем все интриги играют с ментальностью и эмоциональным контуром общества в целом, а не с конкретным читателем.

Владимир Войнович – классик. С этим уже не спорят, хотя сатиры и памфлеты так и не стали истинно российским жанром. Слишком уж быстро всегда реагировали на них «раздаватели» ссылок и каторги. Сегодня памфлет – вызывает смех в кулачок и не выходит ни на какую орбиту, кроме кухонной. Удивительно. Войнович – самый стабильный кухонный классик и каждая его новая сатира кажется актуальной. По сути в этом жанре, как в литературе, а не в либеральной желчи – он один. Под обложкой проверенные хиты малой прозы и роман-анонс, который в полном объеме еще будет представлен читателю. Любопытно другое. Обычно памфлеты и сатиры пишутся, чтобы привлечь внимание общества к какому-то его же греху и несовершенству, дабы его искоренить и изменить. Меняется ли что-то в России даже после сатир Войновича?

Владимир Войнович – классик. С этим уже не спорят

Владимир Войнович – классик. С этим уже не спорят

В жанре жизнеописаний самой масштабной книгой уходящего года стала книга «Кормильцев. Космос как воспоминание». Под обложкой действительно космос и даже уход Ильи Кормильцева, мечтавшего, что его обязательно вылечат в Хьюстоне описан светло и уважительно, без спекуляций. В книге огромное количество фотографий эпохи, когда рок-музыка еще не была шоу-бизнесом, а Бутусов еще не записывал диски в Лондоне. Сам же Илья Кормильцев предстоит мыслителем и творцом времени, которое казалось искренним и настоящим, а с другой стороны, человеком в тапочках, уютным и любящим. Главная драматургия его жизни – это компромиссы с собственной бескомпромиссностью. Это поиск реализации не по принципу повышения гонорара, а по принципу поиска места, где ты нужен. Жизнь, прожитая от корки до корки. Наполненная жизнь.

В целом, говоря, о Non/fiction№19 хочется отметить, что мероприятия и встречи, организованные маленькими издательствами, были чаще интересней мега-презентаций от издательских холдингов, на которых было всё предсказуемо. Дискуссионные проекты журнала «Читаем вместе» собирали полные залы, наряду с премиальными писателями. Круг тем, поднятых на Non/fiction№19 очень интересен и глубок. Хороших книг много, но живут они за счет проглатывания читателем океана так себе литературы, ибо хорошего продвижения в нашей стране пока еще нет. На маленьком стенде, пожалуй, лучшего в России портала о литературе «Горький» посетители Non/fiction№19 могли ответить на вопрос о главной книге года и получить листочек-навигацию по лучшим 100 книгам, представленных на ярмарке, но не менее часто они спрашивали у хозяев стенда, как пройти в ресторан и в туалет. Стало быть, в руках у «Горького» была большая часть пирамиды Маслоу. Важно другое. Пока россияне покупают книги и интересуются списком лучших, кризисы нам нипочём.