Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество29 мая 2018 19:30

Почему дорожает бензин: версия Российского топливного союза

Эксперты винят высокие акцизы и растущий экспорт топлива
Источник:kp.ru

С 1 июля акцизы на бензин уменьшатся.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Рост цен на бензин сильно опережает инфляцию. По данным Московской топливной ассоциации, цены на столичных заправках только за прошлую неделю увеличились на 88-90 копеек. Почему горючее так сильно подорожало?

ВИНОВАТА НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Это одна из версий. По данным Федеральной антимонопольной службы, доля налогов (акцизы, НДПИ, НДС) в цене каждого литра на заправке составляет 65-70%. Все последнее время сборы в бюджет лишь росли.

1 января 2018 года акцизы на топливо повышались последний раз. Сбор с каждой тонны бензина увеличился на 678 рублей (+6,4%), с тонны дизтоплива на 593 рубля (+8,4%). C 1 июля акцизы должны были увеличиться еще раз, но в итоге правительство отменило повышение сборов. Иначе бензин снова подорожал бы.

Наоборот, с 1 июля акцизы уменьшатся. Минус 2000 рублей для тонны дизтоплива и минус 3000 рублей для тонны бензина.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что стоимость бензина на заправках следует за повышением оптовых цен, и меры правительства проблему не решат.

- К сожалению, на сегодняшний день оптовые цены настолько превышают розничные, причем это впервые в практике, что даже снижение цен на два, на три рубля вследствие снижения акцизов не решит проблему, потому что превышение оптовых цен над розничными сегодня превышает указанную цифру, - отметил Евгений Аркуша.

ВИНОВАТ ЭКСПОРТ

Дорожающая нефть и дешевеющий рубль сделали так, что нефтедобытчикам сейчас выгоднее продавать топливо на экспорт, чем реализовывать его на внутреннем рынке. Лишние 5990 рублей с тонны Аи-92 и 5390 рублей с тонны дизеля заработают сырьевые компании, отправив топливо за границу.

- Высокий экспортный паритет на фоне роста мировых цен на нефть объясняется тарифно-финансовой политикой правительства РФ, политикой, так называемого, налогового маневра в отечественном ТЭК, - сказал Аркуша.

По мнению эксперта, налоговый маневр исполняется не так, как планировалось изначально.

- Задуман он был следующим образом. Налоги брать на добычу, на входе увеличивать их, при снижении экспортных пошлин, но чтобы у нас не росли внутренние цены, надо было компенсировано каждый раз при росте НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых – Авт.) снижать акциз, - поясняет президент Российского топливного союза. - Акциз еще ни разу не снизился за все это время, более того, он каждый год повышался. Сегодня акциз составляет около 11 тыс. рублей на тонну по бензинам и 7 тыс. на тонну дизельного топлива. Если бы маневр реализовывался, как было задумано, сегодня акциз был бы 2,5 тыс. рублей на дизельное топливо и примерно 4 - 4,5 тыс. на бензин.

Нефтяные компании с госучастием несут повышенную социальную ответственность – поставки на внутренний рынок для них стоят на первом месте. Частные же компании, наоборот, ориентированы, прежде всего, на получение максимальной прибыли. Поэтому на экспорт они отправляют гораздо больше топлива.

По данным информационного агентства «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса», экспорт бензинов у «Лукойла» вырос на 244%, у «Таиф-НК» - на 773%.

Это снижает предложение на внутреннем рынке. Результат: цены продолжают расти.

«Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса» сообщает: общий рост экспортных поставок автобензинов Евро-5 всеми участниками рынка с начала года составил 365 тыс. тонн. Это на 48% больше, чем за аналогичный период 2017 года.