Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+17°
Boom metrics
Происшествия31 мая 2018 22:58

Громкое дело в Дагестане: депутат парламента создал «бизнес-империю» по торговле инвалидностью

Магомед Махачев превратил Республиканское бюро медико-социальной экспертизы в большую преступную группировку [видео]
Магомед Махачев руководил бюро с 2013 года.

Магомед Махачев руководил бюро с 2013 года.

СЁЛА ИНВАЛИДОВ

В селе Гиндиб Тляратинского район в четверг было необыкновенно людно. Почти все 300 жителей этого живописного местечка, расположенного высоко в горах, высыпали из домов. На подъезде к селу припарковалось аж 20 автомобилей. Такого кортежа не видали давно. Из Махачкалы за 300 км по каменистой и опасной высокогорной дороге в Гиндиб ездят редко и то в основном чтобы навестить родных, а тут целая кавалькада, а из нее — люди с оружием, в камуфляже.

- Да неужто КТО? (контртеррористическая операция — Ред. ) - гадали местные.

Но оказалось остросюжетнее - погоня за большим чиновником, уроженцем села, меценатом и депутатом Народного собрания республики Магомедом Махачевым.

Утром, как обычно приехав в Главное бюро медико-социальной экспертизы на улице Абубакарова Махачкалы, Махачев застал много людей в камуфляже и решил не заходить в здание. Было понятно, что работать с документами и подчиненными все равно не дадут — первые активно выносили, вторых допрашивали. Тогда Махачев вернулся домой, но и там увидел похожую сцену: люди в камуфляже и с оружием хозяйничали в его особняке. Рядом с домом стояли машины с тревожными аббревиатурами — ФСБ, СК, МВД. Тогда Махачев махнул рукой и поехал в родовое село — навестить родственников.

- В домах руководителя Главного бюро медико-социальной экспертизы в Махачкале и селе Гиндиб, а также по месту его работы проведены обыски, изъяты документы, которые могут стать вещественными доказательствами по уголовным делам, возбужденным против Махачева и его подчиненных, - объяснили оперативники свой повышенный интерес к уроженцу села Гиндиб.

Дела против Магомеда Махачева возбудили по особо тяжким уголовным статьям - «Создание преступного сообщества с использованием служебного положения», «Мошенничество в особо крупном размере», «Служебный подлог», «Участие в преступном сообществе», «Получение взятки организованной группой».

Следствие считает, что Махачев создал не просто преступную группу, а в течение пяти лет работавшую на него и его приближенных систему выдачи справок об инвалидности за взятки. Система была настолько вездесущей, что в Дагестане начали появляться целые села, состоящие из инвалидов.

- Преступное сообщество было создано Махачевым в 2013 году, - рассказал «КП» источник в правоохранительных органах. - Каждое структурное подразделение и подведомственные бюро в городах и районах Дагестана вносили свой вклад в эту коррупционную схему.

Торговали справками об инвалидности направо и налево. Только за 2017 год, по данным следствия, инвалидами были признаны 300 здоровых жителей, а из Пенсионного фонда на выплаты им ушло не мене 27 млн рублей.

Сколько всего фигурантов в уголовном деле, пока неизвестно, но в ОПГ входили врачи-эксперты, медсестры, регистраторы и другие работники преступного синдиката. Схема была выгодной и для взяткодателей. Благодаря Махачеву и его подчиненным десятки дагестанских семей получили стабильный доход в 40-50 тысяч рублей в месяц. Неудивительно что число инвалидов в Дагестане с каждым годом росло, как на дрожжах, притом что в среднем по России — снижалось.

- Что касается «псевдоинвалидов», которых в Дагестане явно много, то мы намерены их разоблачить. Все руководители, которые будут продолжать брать деньги и делать совершенно здоровым людям инвалидность, будут освобождены от занимаемых должностей, - грозился Махачев в 2013 году, став руководителем Бюро. Но на деле возглавил этот очень прибыльный «бизнес».

«СОБИРАЕШЬ ДЕНЬГИ С ВРАЧЕЙ И ОТНОСИШЬ МАГОМЕДУ»

- Не секрет, что близкие родственники Махачева в разное время возглавляли одно из бюро в Тарумовском районе. Жалобы пациентов на тотальную продажу справок об инвалидности там шли потоком, - говорит собеседник «КП» в правоохранительных органах республики. - Расценки были примерно такие — инвалидность на 2 года — 300 тысяч, ее продление на год — 35-40, бессрочная — до полумиллиона.

Неудивительно, что близкое к Махачеву руководство обогащалось просто на глазах. Дагестанские блогеры не раз выкладывали в интернет свои частные расследования о людях, зашибающих миллионы на справках об инвалидности. Особняки, дорогие машины— все это было непременным атрибутом жизни скромных руководителей районных и городских бюро. Одну из таких руководительниц, возглавлявшую бюро №37 медико-социальной экспертизы в городе Каспийске, арестовали за два факта получения взяток на сумму 155 тысяч рублей за выдачу справок об инвалидности детям.

О том, что творится в Дагестане с торговлей инвалидностью писали не раз, а в 2013 году в Youtube были выложены еще и видеодоказательства процветающего в Бюро взяточничества. Выложивший видео журналист Марат Хайруллин рассказал, что записи с камер наблюдения в Бюро МСЭ ему передала руководитель одного из подразделений Главного бюро медико-социальной экспертизы, уволенная за отказ платить взятку в 3 млн рублей заму Махачева. На одной из записей двое мужчин в помещении Бюро медэкспертиз подробно обсуждают, как именно нужно собирать дань с врачей.

- По этому списку деньги собираешь с каждого, а потом раз в неделю я отдаю деньги Магомеду

- Я не понял, что конкретно я должен делать?

- Обходишь врачей и узнаешь, сколько пациентов они принимали и сколько им заплатили, потом вписываешь суммы в список, деньги со списком отдаешь мне, а я - Магомеду.

Позже один из участников разговора отвечает на телефонный звонок фразой:

- Без проблем, сделаем любую степень инвалидности, как захочешь.

После обнародования записи в Дагестане было все-таки возбуждено уголовное дело, но не прошло и месяца, как зам прокурора одного из районов Махачкалы его прекратил. На том все и закончилось.

После назначения в республике нового руководителя Владимира Васильева за торговцев инвалидностью взялись одними из первых. Обыски прошли в Главном бюро медико-социальной экспертизы еще в феврале, но Махачев продолжал работать, пока за ним не пришли.

Между тем в родовом гнезде Магомеда Махачева не застали.

- Ушел в горы, наверное, - разводили руками жители села Гиндиб в ответ на вопросы оперативных сотрудников, куда отсюда мог деваться Махачев. Бежать ему и правда было особо некуда — вплавь по реке Кудаор и в горы. Не исключено, что руководитель Бюро выбрал второй вариант спасения от правосудия.