Премия Рунета-2020
Челябинск
+6°
Boom metrics
Общество21 августа 2018 5:41

«Срок за стихи и домашние задания»: скандальной учительнице из Златоуста вынесли приговор

Татьяну Порсеву признали виновной в издевательстве над первоклассниками
Татьяне Порсевой из Златоуста огласили приговор.

Татьяне Порсевой из Златоуста огласили приговор.

21 августа в Челябинской области завершился громкий процесс над учителем. Татьяну Порсеву из Златоуста признали виновной в издевательстве над учениками и приговорили к двум годам лишения свободы условно. Также ей запрещено заниматься педагогикой в ближайшие два года, сообщили в Златоустовском городском суде.

Порсеву обвиняли по двум уголовным статьям: «причинение тяжкого вреда здоровью» и «ненадлежащее воспитание несовершеннолетних». Газета «Комсомольская правда — Челябинск» вспоминает хронику скандала.

ПЕРВЫЙ РАЗ ДЕЛО ЗАВЕРНУЛИ

До летних каникул 2016 года оставались считанные дни, когда в прокуратуру прилетела виртуальная анонимка на суперзаслуженного учителя начальных классов Татьяну Порсеву. Кто-то пожаловался на то, что она издевается над своими учениками. Ревизоры рьяно взялись за дело и накопали деталей на уголовное дело!

— Задавала первоклашкам домашние задания и заставляла их постоянно зубрить стихи. А по закону такая нагрузка запрещена для столь раннего возраста. Также учительницу подозревали в психологическом и физическом воздействии на учеников, — рассказали в прокуратуре.

Тут Татьяна Леонидовна превратилась в символ: педагог советской закалки против современной образовательной системы, в которой как известно, все очень шершаво. Кроме бывших выпускников на защиту опального учителя поднялась общественность. Заводить уголовное дело из-за домашки и стихов — кощунство. И вообще, учитель опытный, давно работает…

Но прокуратура разъяснила, мол, стихи — разговор отдельный, за такое в тюрьму на сажают и максимум что, светит — служебный выговор. А вот давление на неокрепшие умы уже приравнивается к истязанию. Тогда в «Комсомолку» написали несколько бывших учеников Порсевой, которые столкнулись в детстве с ее «педагогическими хитростями». Мол, могла и накричать, и тетрадкой по лбу ударить. Однако через неделю уголовное дело официально закрыли.

Многие выпускники прходят навестить первого педагога. Фото предоставлены Еленой Никитиной.

Многие выпускники прходят навестить первого педагога. Фото предоставлены Еленой Никитиной.

МАНТРЫ И ПОБОИ

Через пару недель про Татьяну Леонидовну забыли. И вот опять ее имя и фото по всем каналам: все-таки возбудили два уголовных дела. Первое — за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Пострадавшими проходят десять детей. Второе — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью первоклассницы. Речь идет о глубокой психологической травме.

Жалоба была уже не анонимной. Под ней поставили подписи 13 родителей. На вопрос, где они были раньше, мамы рассказали корреспонденту «КП»:

— Мы думали следствие разберется, но, видимо, давление общества оказалось сильнее.

— Мою дочь Татьяна Леонидовна таскала за ухо, била тетрадью по лицу, грубо брала за плечи.

На защиту деток встали общественники, которые рассказывали прессе подробности:

— У них были специальные речевки, которые ребята повторяли несколько раз в день. «Татьяна Леонидовна строгая, но справедливая», «Нельзя рассказывать то, что происходит в классе», — объяснила член общественной организации «Гражданская инициатива» Наталья Гусева.

Порсеву от работы отстранили без сохранения зарплаты. А потом кто-то поджег ее дом. Гроза первоклашек Татьяна Леонидовна пошла судиться за свою зарплату, но выиграть иск не смогла.

С благодарными выпускниками. Фото предоставлено Еленой Никитиной.

С благодарными выпускниками. Фото предоставлено Еленой Никитиной.

«РОДИТЕЛИ СЛАЛИ SMS С ИЗВИНЕНИЯМИ»

Суд тянулся почти год. В деле 300 страниц, полсотни свидетелей. Татьяна Леонидовна дает интервью «КП — Челябинск». Из ее рассказа невольно следует вывод: обвинение не столь крепко, эмоции родителей поутихли.

— Некоторые признавались: не думали, что все так далеко зайдет. После заседания суда один звонил, извинялся очень. SMS слали извиняющиеся. В оправдательный приговор верю! У нас доказательства, а с той стороны лишь слухи, — говорит учитель.

— У директора монитор, на котором транслируется картинка камер наблюдения из классов. Записи хранятся десять дней. Но тогда прокуратура не посмотрела записи, а сейчас их уже нет. Директор говорит, что на школьной комиссии они просматривали те записи и насилия не увидели, — рассказала адвокат педагога.

Татьяна Порсева 26 лет отработала в школе.

Татьяна Порсева 26 лет отработала в школе.

Подождите, но как же пострадавшая девочка, который причинили тяжкий вред здоровью? Татьяна Порсева объясняет свою позицию так:

— Она ни разу не лежала в больнице — какой тут «тяжкий вред»? Перешла в другую школу. Видят ее веселой, посещает несколько кружков. Впечатление, что все срежиссировано. Подставили и родителей, которые написали на меня заявление. Все началось с томика стихов уральского поэта Василия Кузнецова. Мы учили его стихи. На книге был логотип одной политической партии. Общественникам это не понравилось, и они пригласили журналистов. Возможно, подумали, что это пропаганда на уроках. А потом предоставили следствию своего психолога… Не знаю, что еще сказать. Наверное, у каждого человека есть недоброжелатели. Город у нас маленький, мне многие говорят, что это заказная акция.

ПОРСЕВА ПОСЛЕ СУДА: «ХОЧУ ПРОДОЛЖАТЬ УЧИТЬ ДЕТЕЙ»

Мы выяснили, почему Порсеву признали виновной.

— Иначе и не могло быть, — говорит про обвинительный приговор Наталья Гусева, член Совета ЗГЖОО «Гражданская инициатива». — Следователи провели огромную работу, собрали множество доказательств вины. Прежде всего, это показания пострадавших детей, которые брали психологи. Их слова подтвердили десятки ребят, которые были свидетелями жестокого обращения с одноклассниками. Они рассказали правду.

А вот, что сказала после суда педагог Татьяна Порсева:

— Рассчитываю на полную реабилитацию и справедливое решение суда. Буду обжаловать приговор. Ничего, что мне вменяют, я не совершала. В этой школе я работать больше не буду. Но учить детей хочу. Была, есть и остаюсь учителем.

ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Постой, педагог...

Андрей ДЯТЛОВ

Мне кажется, разница между моей советской (шестидесятые годы прошлого века) и нынешней школой - ровно в одном: ни один педагог тогда не хотел лично, простите за слово, выпендриться и доказать, что его метод есть лучший изо всех, что изобрело педагогическое сообщество.

Не буду лукавить: физичка, которую мы любили, называла нас временами не иначе как «здоровыми кобыляками» и грозила: «Я вам хвосты понакручу!» И накручивала. Ну, правда, тетрадками по голове не била. Был тогда у педагогов свой кодекс чести.

Директриса-историчка могла заставить нас весь урок провести стоя. И это уже в старших классах!

Преподаватель русского языка однажды влепила всем поголовно по единице (а в мои времена это был крах, скандал дома, брешь в аттестате) за то, что кто-то из класса не написал домашнее сочинение.

Но знаете что...

Никто из моих одноклассников о них до сих пор не вспоминает с ненавистью. Только с любовью.

Просто потому что, во-первых, они научили нас учиться и быть любопытными. А во-вторых, наши учителя всегда знали черту, где остановиться, и у них не было, повторюсь, желания показать себя как нового Песталоцци.

При этом они, бывало, тех же «кобыляков» отпускали с уроков в кино. И не раз. На премьеру «Неуловимых мстителей», например. Или «Робинзона Крузо».

А на на математике мы не раз спорили о литературе. На физике - об истории.

Да, они вели нас, но и шли за нами, понимая, что надо учить нас, дураков, простой вещи: не зубрежке, а умению думать.

И уж совсем невероятно, чтобы нам даже и в десятом классе - не то что в первом или втором! - на лето дали бы задание (кроме, может быть, чего почитать), как моему внуку Сашке нынче во втором классе: решить 200 шарад и 300 (!) математических задач. То есть поймите: 100 задач в месяц - 3 штуки в день. Летом!

То есть у взрослых есть хоть раз отпуск в году. А у детей - сплошные задачки.

Я к чему?

Мне кажется, что вообще-то учительницу наказали правильно. Хотя и с традиционным у нас невероятным перебором.

Но она и сама виновата: надо уметь вовремя остановиться, не загонять ребенка в угол. Ему ведь умение учиться понадобится не на одиннадцать лет, а по жизни. В отличие от правила буравчика или бинома Ньютона, вбитого тетрадкой в голову, например. Я помню, что такие формулы были, но вот про что они?..