Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды7 сентября 2019 18:50

Венеция-2019: Триумф «Джокера» и украинской «Атлантиды»

На острове Лидо раздали «Золотых львов». Фильм Валентина Васяновича о Восточной Украине завоевал главный приз конкурса «Горизонты»
«Золотой лев» достался американскому фильму «Джокер» Тодда Филлипса

«Золотой лев» достался американскому фильму «Джокер» Тодда Филлипса

Фото: REUTERS

Программа Венеции-2019 была настолько разнообразной, что (в отличии от прошлого года, когда явно выделалась «Рома» Куарона) было трудно предсказать, куда качнется маятник выбора жюри. Добавлял неизвестности фактор #metoo: четверо из пяти председателей жюри были женщины, чей вклад в искусство был не вполне пропорционален их позициям на старейшем и одном из престижнейших кинофестивалей мира.

Гран-при жюри ушло скандальному Роману Поланскому. Приз за режиссера получила его супруга Эммануэль Сенье

Гран-при жюри ушло скандальному Роману Поланскому. Приз за режиссера получила его супруга Эммануэль Сенье

Фото: REUTERS

Но по факту финальные призовые расклады оказались более чем адекватными: жюри под председательством аргентинского режиссера крутого артхауса Лукресии Мартель удалось преодолеть гендерные и индустриальные противоречия и вынести решения, которых от него мало кто ожидал.

«Я обвиняю» - лучший фильм Романа Полански за многие десятилетия

«Я обвиняю» - лучший фильм Романа Полански за многие десятилетия

Фото: кадр из фильма

Так, Гран-при жюри ушло скандальному Роману Поланскому за лучший его фильм за многие десятилетия, «Я обвиняю» («Офицер и шпион») - и это при том, что в начале фестиваля Мартель довольно жестко высказалась о его создателе. Качество работы все-таки оказалось более важным, чем непрекращающаяся истерика относительно давних сексуальных приключениях мэтра, и это крайне важный прецедент.

Хоакин Феникс превратил себя для роли Джокера в изломанный скелет

Хоакин Феникс превратил себя для роли Джокера в изломанный скелет

Фото: кадр из фильма.

«Золотой лев» и вовсе ушел американскому «Джокеру». Не очень верилось в то, что жюри оценит хоть какой-нибудь фильм американского производства (хотя американцы традиционно были лучшими), но не оценить работу Тодда Филлипса даже оно не смогло. При том, что «Джокер», обнуливший историю самого знаменитого комиксового злодея, - не самое привычное фестивальное «блюдо»: по факту, впервые крупнейший мировой фест включил в конкурсную программу такое кино и, несомненно, поступил правильно. Трудно не заметить связь этого фильма с «Таксистом» Мартина Скорсезе, хотя бы потому, что в обоих играет Роберт ДеНиро. Один из лучших актёров современности, Хоакин Феникс, превратил себя для этой роли в изломанный скелет, он сыграл Джокера (точнее, персонажа по имени Артур Флек) несчастным психопатом, чья душа и тело исковерканы с детства, которое он не очень-то помнит. Перед нами явный претендент, и скорее всего победитель «Оскара»-2020, и победа в Венеции - самый важный первый шаг на пути к нему.

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль получил итальянец Лука Маринелли

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль получил итальянец Лука Маринелли

Фото: REUTERS

Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль, тем не менее, достался не Фениксу (здесь запрещено давать два приза в одни руки), а харизматичному итальянцу Луке Маринелли, сыгравшему заглавную роль в фильме Пьетро Марчелло. Это экранизация Джека Лондона, без изменения имён собственных перенесённая в Неаполь 1970-х годов. Герой, как и в первоисточнике, будучи родом из рабочей среды, пытается вырасти над собой посредством самообразования. Цель - не столько войти в круг избранных, сколько взлететь над самим собой, вырваться из привычного круга, обрести высший смысл, стать писателем.

Кубок Вольпи за лучшую женскую роль достался француженке Ариан Аскарид

Кубок Вольпи за лучшую женскую роль достался француженке Ариан Аскарид

Фото: REUTERS

Симметричный Кубок за женскую роль достался француженке Ариан Аскарид за роль уборщицы с золотым сердцем в фильме Робера Гедигяна «Глория Мунди» - ее героиня работает с утра до вечера, чтобы разрулить сложнейшую ситуацию с детьми, новорожденной дочкой Глорией, и двумя мужьями - настоящим, водителем автобуса, и бывшим - только что вернувшимся из тюрьмы. Работа актрисы, как и фильм в целом, отмечены трогательной эмпатией по отношению к «простым людям».

Лучшим режиссером признали шведского классика Роя Андерссона за фильм «О бесконечности» - выдержанный в привычном стиле этого мастера грустно-иронический набор виньеток на тему жизни и смерти. Предыдущий фильм Андерссона, «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» завоевал в 2014 году «Золотого льва».

Приз имени Марчелло Мастроянни присудили австралийскому актеру Тоби Уоллесу

Приз имени Марчелло Мастроянни присудили австралийскому актеру Тоби Уоллесу

Фото: REUTERS

Приз имени Марчелло Мастроянни справедливо присудили молодому австралийскому актеру Тоби Уоллесу, с прирожденным отрицательным обаянием сыгравшему бойфренда умирающей от рака главной героини фильма «Молочные зубы» Шэннон Мерфи.

Спецприз жюри отошел итальянскому мокьюментари «Мафия уже не та, что раньше» Франко Мареско - издевке над некогда всесильной сицилийской мафией, вызвавшей восторги итальянской публики. У всего остального человечества, не знакомого с местной спецификой, фильм, впрочем, едва ли будет иметь такой же успех.

«Серебряного льва» за лучший сценарий отдали мультфильму «Дом №14 по Черри Лейн»

«Серебряного льва» за лучший сценарий отдали мультфильму «Дом №14 по Черри Лейн»

Фото: кадр из фильма

«Серебряного льва» за лучший сценарий справедливо отдали хорошо придуманному, прелестному гонг-конговскому мультфильму «Дом №14 по Черри Лейн» - дебюту в анимации режиссера игрового кино Юньфаня. Это постмодернистский любовный треугольник (сексуально харизматичный студент университета - девушка, которой он преподает английский - ее мать, поклонница Пруста и политическая беженка с Тайваня), чье действие разворачивается в 1967 году и в эстетике которого Миядзаки и Вонг Карвай легко уживается с сильнейшим влиянием европейского кино.

В конкурсе «Горизонты» победила украинская картина «Атлантида»

В конкурсе «Горизонты» победила украинская картина «Атлантида»

Фото: кадр из фильма.

Во втором по значению конкурсе «Горизонты» победила украинская картина «Атлантида» Валентина Васяновича - самый значительный украинский фильм со времен «Племени» Мирослава Слабошпицкого, над которым Васянович работал в качестве оператора и продюсера. Действие происходит в 2025-м году, «через год после окончания войны», как сказано во вступительном титре. После закрытия сталелитейного молоха, на котором он вкалывал до войны, ее бывший солдат, будучи не в силах без нее жить, находит забвение в помощи волонтерам, занимающихся эксгумацией трупов украинских и российских солдат. Фильм Васяновича рисует образ не столько страны (ее нет, как Атлантиды), сколько территории, ставшей токсичной и непригодной для жизни. Едва ли не четверть всего экранного времени отдана фиксации нюансов эксгумации - по останкам трупов специалисты считывают те ужасы, через которые прошли перед смертью солдаты обеих враждующих сторон. Этот сильнодействующий прием заставляет ужаснуться братоубийственной войне в гораздо большей степени, чем очередная демонстрация киношных смертей, которые никого уже не в силах ни поразить, ни потрясти.

«Льва будущего» и 100 тысяч долларов удостоился фильм под оптимистическим названием «Ты умрешь в 20» дебютанта из Судана Амжада Абу Алалы.

Лучшим документальным фильмом о кино в секции «Венецианская классика» признали «Бабенко. Скажи мне, когда я умру»

Лучшим документальным фильмом о кино в секции «Венецианская классика» признали «Бабенко. Скажи мне, когда я умру»

Фото: кадр из фильма

Лучшим документальным фильмом о кино в секции «Венецианская классика» признали изысканное и трогательное интимное эссе «Бабенко. Скажи мне, когда я умру» - хронику последних дней жизни знаменитого бразильского режиссёра Эктора Бабенко, много работавшего в Голливуде. Его, умирающего от рака, снимала его жена Барбара Паз, и ее полный нежности к нему взгляд несет настоящее просветление. Бабенко, боровшийся с болезнью на протяжении долгих десятилетий, сам пожелал стать героем фильма. Кино помогало ему превозмогать болезнь, оно же облегчило ему уход из жизни. Лучшим восстановленным фильмом в программе классики был назван первый эротический фильм в истории кино - чешский «Экстаз» Густава Махатого 1932 года производства, впервые показанный в Венеции в далеком 1934 году.