Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+1°
Boom metrics
Происшествия2 марта 2011 22:00

До взлета - меньше двух недель: ижемской «тушке» заменили первый двигатель

Сейчас в поселке ждут специалистов самарского авиазавода и КБ «Туполев»

- Что, все-таки улетит наш памятник? - недоверчиво спрашивает водитель такси, везущий корреспондента «Комсомолки». - Да мы уже как будто привыкли к нему, не верится даже, что взлетит - полгода, как-никак, у нас тут всероссийская знаменитость стоит…

«Знаменитость» - это Ту-154, нежданно-негаданно застрявший в Ижме аж с прошлой осени. Обычный рейс Полярный (Якутия)-Москва прервался ЧП 7 сентября: отключилось все электрооборудование и отказала навигация. И кончилось бы все очень плачевно, не «подвернись» пилотам заброшенный аэропорт в райцентре Республики Коми. Кто-то из экипажа вспомнил, что неподалеку, в Ижме, раньше была взлетка. Решили садиться - и чудо случилось: пилоты-профи сумели посадить неисправный лайнер даже на короткую взлетную полосу (для «тушки» по всем нормам не хватало почти 200 метров), и никто из восьми десятков пассажиров и членов экипажа не получил ни царапины! Все в рубашке родились, - говорили потом коллеги-авиаторы. Об этой удивительной истории снимали фильмы телевизиощики, а командиров-пилотов в ноябре представили к званию Героев России.

Знаменитая «тушка» в центре всеобщего внимания уже полгода. Сейчас - новый виток ажиотажа - ведь якутская авиакомпания «Алроса», чуть не потерявшая лайнер, экипаж и пассажиров, решила наконец вернуть самолет из Коми домой, в аэропорт города Мирный. А ижемцы, прознав о намечающемся взлете местной достопримечательности, будто напоследок решили с «тушкой» попрощаться - добираются за 5 км от поселка к самолету, фотографируются на память на фоне лайнера. Техники «Алросы», работающие у самолета, народ не гонят - относятся к такому хобби с пониманием. А скорее всего - работы у спецов невпроворт, ведь до взлета остается всего 2 недели, а сделать надо очень много.

С субботы расчищают и сам лайнер, и площадку возле него от снега - за зиму сугробы намело такие, что пришлось техникам все лопаты в местном магазине скупить, да еще и с ижемскими трактористами договариваться, чтоб через несколько дней помогли почистить взлетную полосу.

В воскресенье - начало большой работы. Замена первого двигателя - его доставили в Ижму из Москвы несколько дней назад.

- Давай, цепляй! Медленнее езжай, не торопись! - группой техников из семи человек руководит начальник цеха технического обслуживания мирнинской авиационной компании «Алроса» Игорь Огуло.

Нового двигателя тушка ждала полгода

Нового двигателя тушка ждала полгода

Историческое событие заняло в общей сложности четыре часа. Первые два часа у мирнинцев ушло на то, чтобы снять старый двигатель. Его закрепили на тросах и с помощью крана сняли. Поднять новый, который весит 3 с половиной тонны(!), оказалось делом трудным и нервным. Техники ругались, плевались, но через час с небольшим водрузили-таки движок, куда положено.

- Сегодня мы его еще закрепим, а основной монтаж будем завтра делать, - объясняет порядок действий Игорь Огуло. - Как только придет второй двигатель - снова примемся за работу.

Понедельник и вторник алросовцы снова провели у лайнера - проверяли движок, раскручивали его, чтобы посмотреть, есть ли какие-либо технические проблемы.

Со дня на день в Ижму должны приехать десять специалистов из самарского КБ «Туполев». В их задачу входит полный осмотр самолета. Как только самарцы дадут добро и подтвердят готовность самолета ко взлету, а оба движка будут смонтированы, из Ижмы в Москву отправят акт технической готовности воздушного судна к взлету. После его подписания «тушка» и должна взлететь.

Поднимать лайнер в небо, по словам алросовцев, будет московский летчик-испытатель Рубен Есаян. Сначала легендарный самолет полетит до Ухты, где его будет ждать еще один осмотр и подзаправка, а потом отправится в Самару.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Таксисты и владельцы гостиниц подсчитывают доходы

- Куда заселять всех, ума не приложу! Сколько народу-то понаедет! И якутские техники тут, и самарцы вот-вот будут, - жалуется на небывалый спрос на номера хозяин местной гостинцы «Ижма» Леонид Канев. - Мы даже номера дополнительные обустраиваем и в двухместные по три кровати умудряемся запихать. А иначе - как?

По словам ижемца, раньше гостиницы пустовали по месяцу, а теперь мест не хватает. Кстати, дело в гору пошло не только у местных гостиничных бизнесменов, но и у таксистов. До самолета от гостиницы порядка пяти километров, а на улице не май - пешочком не погуляешь, хотя летом - запросто, тем более вокруг такие красоты! В общем, за поездку туда-сюда на такси к местной достопримечательности просят 150 рублей - для 5-тысячной Ижмы это немалые деньги.