Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+11°
Boom metrics
Общество24 сентября 2015 8:55

Цепочка к «делу Гайзера»

Резонансному задержанию предшествовал ряд уголовных дел о коррупции в Коми, возбужденных по материалам региональных прокуратуры и ФСБ

Фото: vk.com

Об этом «Комсомолке» сообщили представители прокуратуры республики. Но подробности о том, какие именно показания давали арестованные мэры против республиканской верхушки, не раскрываются в интересах следствия.

Арестованные мэры надеялись, что отделаются легко — что их дела закроют или будет условное наказание. Но когда они поняли, что им грозят реальные сроки и никто с площади (из правительства республики — прим.ред.) их защищать не собирается, начали давать показания. Причем не только по своим эпизодам, но и по другим. Например, о роли каждого фигуранта «дела Гайзера» в иерархии, о схемах вывода денег и махинациях с предприятиями. Вспомните информационную кампанию на том же сайте БНКоми, где публиковали статьи из залов суда и компромат на задержанных, ставших «неугодными» правительству. На прокуратуру оказывалось давление — ее постоянно старались выставить виноватой в каких-то резонансных делах. Например, в деле убитой двухлетней девочки Нади Касевой, хотя очевидно, что это промахи органов опеки. Прокурора даже пытались обвинить в одной из статей на БНКоми в том, что он пытается «отжать» бизнес Акифа Саядова, - пояснил источник в ведомстве.

Частично о мошеннических схемах, к которым, по версии следствия, имеют отношение фигуранты «дела Гайзера», в своих статьях еще два года назад писал журналист газеты «Красное знамя» Сергей Сорокин - в том числе и по поводу компании «Интауголь», которая оказалась связана с делом Оборонсервиса. Правоохранители давали оценку приведенным в публикациях фактам, постепенно накапливая материалы о коррупционной деятельности в отношении чиновников разного уровня, но не афишировали это. Один факт или показание тянули за собой целую цепочку. Проверки продолжаются.

«Комсомолка» публикует подробности расследования уголовных дел, которые привели к «делу Гайзера».

Первое резонансное уголовное дело коррупционного характера было заведено в 2012 году против бывшего мэра Ухты, бывшего министра архитектуры и строительства РК Олега Казарцева. Экс-министру предъявили обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями и предоставлении муниципальных квартир лицам, не имеющим на то права. Суд назначил Казарцеву штраф в 80 тысяч рублей. Впоследствии Казарцев был уличен в хищении земельного участка, находившегося в муниципальной собственности, и в мошенничестве в отношении подрядной организации при обустройстве территории для отдыха во дворе собственного дома. Решением суда Олегу Казарцеву назначено наказание в виде лишения свободы на 6 лет.

Далее последовала целая серия уголовных дел. В 2013 году руководитель Агентства РК по управлению имуществом Ярослав Зиняк решением суда выплатил штраф в размере 200 тысяч рублей за незаконное предоставление самому себе трехкомнатной квартиры на условиях договора социального найма и дальнейшей приватизации на сына. В следующем году другой руководитель Агентства Владимир Беляев получил 5 лет заключения за незаконную приватизацию служебного жилья и дальнейшую его продажу.

В 2013 году пресса подробно освещала поиск и поимку самой пафосной фигуры сыктывкарского истеблишмента — бывшего мэра столицы Коми и лидера регионального отделения «Единой России» Романа Зенищева. В данный момент ему инкриминируется пять эпизодов преступной деятельности.

Любопытный факт: в июле этого года на очередном заседании суда подсудимый Зенищев отказался от данных ранее показаний против заместителя Главы РК Алексея Чернова. Прежде он заявлял, что передал Чернову 12 миллионов рублей, полученных в виде отката на приобретение техники для уборки города. На суде экс-мэр заявлял, что следователи надиктовали ему текст показаний, заявив:«Нам нужен не ты, а Чернов, Веселов, Ромаданов». Расследование уголовных дел в отношении Романа Зенищева продолжается.

В 2014 году на всю республику прогремело дело Анатолия Пуро — бывшего мэра Воркуты. Пуро был уличен в незаконной сдаче в аренду тепловых сетей и приговорен судом к двум годам колонии-поселения. Недавно Анатолий Пуро вышел на свободу по амнистии. В том же году фигурантами стали руководитель Комитета лесов РК Василий Осипов и два его зама. Троице вменялся в вину длинный перечень нарушений, допущенных при предоставлении земельных участков для рубки лесов. Сейчас Осипов находится под стражей.

Помимо чиновников, в поле зрения прокуратуры оказывались республиканские парламентарии. Осенью прошлого года по материалам проверки прокуратуры и ФСБ Коми было возбуждено уголовное дело против Акифа Саядова (бывшего депутата Госсовета РК, лидер азербайджанской диаспоры в республике), уличенного в «содействии финансированию международного терроризма». Он содержится в кировском СИЗО.

В первой декаде сентября его коллега Саядова по парламенту Виктор Вердрицкас из Печоры помещен под домашний арест. Расследуется уголовное дело по подозрению в хищении крупных денежных средств при выполнении муниципального контракта при строительстве дамбы.