В ритуале должна участвовать незамужняя девушка
Фото: Денис ПУНЕГОВ
По этому случаю в выходные состоялась тестовая встреча под названием «Шаббат-пати», организованная еврейской общиной. Вечеринка собрала около двадцати молодых представителей этой национальности и людей, просто интересующихся еврейской культурой.
Внутри клуба оказалось очень уютно, повеяло даже чем-то знакомым еще с детства. На полках располагались стопы книг классической русской литературы, многочисленные тома религиозных книг, на подоконниках томно горели свечи, электрический свет был приглушен, а по воздуху витал запах апельсинов. В эту-то атмосферу прибывали друг за другом гости, в основном девушки. При встрече многие обнимались, обменивались рукопожатиями и любезностями. Сразу было ясно, что здесь все не чужие друг другу.
Лидер молодежного клуба еврейской общины города Сыктывкара Максим Чуманов поприветствовал собравшихся
Фото: Денис ПУНЕГОВ
– Это у нас первая пробная встреча. Кто захочет, будет потом еще ходить. Так как сейчас тестовая часть, то таких встреч у нас будет три-четыре в месяц. Здесь мы будем изучать еврейскую культуру, просвещаться по израильскому и еврейскому искусству вообще: кино, музыка, театр... В общем, мы будем рассматривать, что дает еврейская культура. Также будем проводить шаббаты, которые мы организуем каждую пятницу, – рассказал корреспонденту «КП» перед открытием «Шаббат-пати» лидер молодежного клуба еврейской общины города Сыктывкара Максим Чуманов.
Среди проектов еврейской общины есть журналистский клуб «Звезда Давида» и еврейская рок-группа, но самым крупным проектом остается воскресная школа. Директор воскресной школы Ольга Моисеевич поведала о выпускниках школы и предыдущего молодежного клуба еврейской общины:
– Скучно мы не живем. Все наши ребята сделали блестящую карьеру. К сожалению или к счастью, они почти все уехали, в Сыктывкаре их осталось очень мало. В основном они все в Израиле, Москве и Санкт-Петербурге.
Если честно, то я ожидал, что на встрече будут говорить о проблемах еврейской народности, о гонениях евреев на протяжении многих веков… Но такого не случилось, все прошло в очень дружеской, веселой и ненавязчивой форме.
Встречу завершили трапезой
Фото: Денис ПУНЕГОВ
– Какие слова о еврейской культуре вы знаете? – спросил Максим Чуманов у аудитории.
В ответ послышались названия национальных праздников и одеяний: "– Шаббат!", " – Кипа!", " – Пурим!" А затем наступило смущенное молчание.
– Видимо, приличных слов никто не ходит. Но это нормально, – пошутил Максим. Лидер молодежного клуба сообщил, что шаббат – это празднование окончания недели, это время, когда можно расслабиться и провести время в кругу друзей и семьи. В этот день женщины зажигали свечи и ждали мужей после трудовых будней. Современный человек не должен включать свет, смотреть телевизор, даже выкручивает лампочки из холодильников и не ездит на лифтах. То есть совершенно не рекомендуется работать. Встречают шаббат в пятницу, а в субботу «технически» праздник еще продолжается и заканчивается авдалой – так называемым, разделением субботы от будней.
Небольшую обрядовую часть авдалы провели на «Шаббат-пати». Молитвы, конечно, не пели, а ограничились простыми ритуалами. Все пришедшие встали в круг, Максим Чуманов вызвал одну незамужнюю девушку в центр круга, вручил ей свечу и налил в пластиковый стакан виноградный сок.
Девушка подожгла свечу, подняла её над головой и пронесла по кругу. Каждый, стоящий в кругу, должен был поднести к огоньку обе руки и старались словить отражение света этой свечи на своих ногтях. После чего выпивал глоток сока и передавал стакан следующему. Интересный факт этого ритуала: считается, как высоко девушка поднимет свечу, такого же роста будет её муж.
В ритуале принимают участие все члены общины
Фото: Денис ПУНЕГОВ
В еврейском календаре праздников еще больше, чем русском, и все они разнообразны. Так, у евреев есть сразу два с половиной Новых года. Один Новый год государственный, второй – еврейский Рош Ха-Шана, отмечаемый в сентябре, а полу-Новый год Ту би-Шват не считается праздником людей, потому что это Новый год для деревьев. Ту би-Шват празднуют как день экологического сознания, и отмечают посадкой деревьев. После культурной программы все уже хотели просто отдохнуть в приятной атмосфере, танцевали в хороводах, пили сок и что покрепче, ели мацу (пресный хлеб) и прочие закуски.