Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+1°
Boom metrics
Спорт21 ноября 2017 6:30

Дмитрий Шатохин: "Сейчас нет смысла посыпать голову пеплом. Важно достойно организовать турнир"

Сенатор от Коми объяснил, почему Россия вкладывает сотни миллиардов в чемпионат мира по футболу
Дмитрий Шатохин: На Чемпионате мира стадионы будут близки к аншлагу.

Дмитрий Шатохин: На Чемпионате мира стадионы будут близки к аншлагу.

Фото: Предоставлено героем публикации

Россия готовится к масштабному празднику спорта - чемпионату мира по футболу, который стартует в июне 2018 года. Отношение россиян к Мундиале-2018 с самого начала было крайне неоднозначными. Еще бы! Уже сейчас подсчитано: расходы на подготовку к турниру составили свыше 660 миллиардов рублей. Сегодня сенатор от Коми Дмитрий Шатохин, входящий в состав рабочей группы по подготовке к чемпионату мира, руководитель федерации футбола РК, отвечает на самые провокационные вопросы "Комсомолки"

- Насколько оправданы затраты России на подготовку к чемпионату мира по футболу? Принесут ли доходы эти вложения?

- Если говорить о прямых доходах, то все чаще такие турниры не окупаются. Например, последний – в Бразилии. Это касается и главного футбольного турнира в нашей стране. Есть пессимистичный прогноз, что расходы в 10 раз превысят и доходы. Но я думаю, вряд ли он сбудется. Все-таки экономические эффекты от таких мероприятий есть. У нас перед глазами Сочи, где поток туристов бьет все рекорды уже третий год, достигнув исторического максимума – 7 млн человек в год. Кроме туристов страна получит доходы от продажи билетов, взноса ФИФА, спонсорских контрактов.

- Принимающая сторона сможет заработать только на продаже билетов, то есть на зрителях. Однако даже товарищеский матч Россия-Аргентина показал, что в нашей стране еще не научились организовывать зрителя: заводить, а главное, еще и выводить из стадионов.

- То, что в Лужниках произошло на матче Россия - Аргентина – это близко к ЧП. Дело в том, что Лужниковская ситуация уже завершалась трагедией в 1982 году. И, по-хорошему, этот матч нельзя было проводить, потому что ближайшая к стадиону станция метро еще не готова. Я думаю, что организаторы извлекут из этого уроки, и к чемпионату все будет хорошо. Все-таки опыт у нас уже наработан во время проведения Олимпиады в Сочи и Кубка Конфедераций.

- В рамках подготовки к Мундиале-2018 в России было построено или реконструировано 12 стадионов в 11 городах России. Как в перспективе будут использоваться эти объекты?

- У каждого из этих городов есть базовые футбольные клубы, и, конечно, это, прежде всего, будет база для развития для них. Мне нравится, как сейчас относятся к базе, которая осталась после Сочи. Там она используется по полной: и молодежные мероприятия, и туризм, и спортивные события. Если креативно отнестись к инфраструктуре, которая останется после чемпионата, тогда все будет хорошо.

- Оправдают ли себя в будущем масштабы грандиозных спортобъектов? Лужники могут принять 80 тысяч зрителей, Зенит-арена – 68 тысяч зрителей, екатеринбургский Центральный стадион – 35 тысяч зрителей, Самара-арена – почти 45 тысяч, Мордовия-арена – 45 тысяч, Калининград – 35 тысяч. Как вы сами считаете, смогут ли после Мундиале эти стадионы собирать такое количество зрителей?

- На Чемпионате мира, я думаю, стадионы будут близки к аншлагу. На Кубке конфедераций мы показали третью в истории этого турнира посещаемость, уступив только Мексике и Бразилии. Но там-то футбол – это почти религия. Меня скорее волнует, как будут заполняться эти стадионы уже после главного футбольного турнира. Я думаю, на полную после чемпионата будут работать стадионы в Казани, Москве, Петербурге. Может быть, в Самаре и Ростове – там футбол на подъёме сейчас. По другим только вопросы. Боюсь, что стадион в Саранске вряд ли после Мундиале когда-нибудь увидит аншлаг, потому что футбольный клуб «Мордовия» за всю историю только три раза был в Премьер-лиге, и при этом средняя посещаемость его матчей составляла 6 тыс. человек. У Нижнего Новгорода клуб «Волга», который был в РФПЛ (российская футбольная Премьер-лига), вообще расформирован и переименован. У Сочи пока все в становлении. Поэтому не понятно, почему не попал Краснодар в список городов – вот они точно этого были бы достойны. Уфа сейчас тоже старается, выстраивает систему.

- В России очень популярно мнение, что государство направляет сотни миллиардов (на Мундиале уже потрачено 664 млрд рублей) на феерические спортивные праздники, при этом значительная часть населения проживает за чертой бедности, я уже не говорю об общих проблемах, объединяющих все регионы: нехватка детских садов и школ, дефицит дорогостоящих лекарств (больные нередко покупают медикаменты за свой счет), отсутствие полноценной дорожной инфраструктуры (в глубинку Коми вообще не добраться) и т.д. Зачем России вкладывать деньги в столь дорогостоящее мероприятие как Чемпионат мира по футболу?

- Сейчас нет смысла посыпать голову пеплом. Главная задача – достойно организовать турнир. Напомню, что идея проведения чемпионата впервые прозвучала в 2007-2008 годах, когда экономика была на подъеме – рост ВВП был 8% против сегодняшних 1,5-2%. Мы начали греметь в футбольной Европе – ЦСКА, Зенит стали обладателями кубков, сборная России – бронзы. Поэтому казалось, что все по плечу. А самое главное – думалось, что сможем за время подготовки к чемпионату взрастить качественно футбольное хозяйство. Думаю, что по футбольным клубам, инфраструктуре, детскому футболу резкого скачка не произошло. Остается только надеяться на эффект синергии, который наступит уже после чемпионата.

продолжение интервью читайте в ближайшие дни