Премия Рунета-2020
Сыктывкар
0°
Boom metrics
Общество23 февраля 2018 21:41

«Просрочка-патруль» на защите сыктывкарских покупателей

Причем, защищают не только Сыктывкар, но и Эжву с Выльгортом
В Коми появился свой "Просрочка-патруль"

В Коми появился свой "Просрочка-патруль"

Вы никогда не задумывались над тем, сколько денег зарабатывают недобросовестные магазины на просроченных продуктах? На самом деле, не так уже много людей готовы отстаивать свои права, если речь идет об испортившейся сметане. Но недавно в Сыктывкаре появился «Просрочка-патруль», который готов наказывать нечестных продавцов и директоров магазинов. Корреспондент «Комсомольской правды» вместе с членами «Патруля» сходил «в рейд».

— До того, как мы создали движение, очень часто происходило так, что после похода в магазин мы возвращались с просроченными продуктами. Приходилось отстаивать свои права, ходить в магазин, все это возвращать… Было много неприятных ситуаций. Как-то в «Окей» купили рыбу, а из неё черви полезли, — рассказывает Николай Гусаков, возглавляющий «Просрочка-патруль» в столице Коми.

Николай Гусаков

Николай Гусаков

После того, как они узнали, что в России есть общественные организации, защищающие права покупателей («Хрюши против», «Просрочка-патруль»), решили, что создадут аналогичное движение в Коми.

На проверки «патрулирующие» выходят сами, в свободное время. Сейчас уже начали поступать обращения от других жителей города:

— Многие не знают своих прав. Их попросят показать содержимое пакета, и они это сделают, могут и для совершено постороннего человека раскрыть, даже без удостоверения охранника. Но покупатель не обязан ничего показывать, потребовать сделать подобное может только полиция.

Порядок действия простой: в магазине общественники ищут просроченные продукты. При нахождении часть приобретается, после — возврат и съемка. Последний шаг — утилизация:

— В последнее время стали просить утилизировать. Раньше просто отдавали администрации магазина, чтобы они сами это делали. Но, буквально две недели назад, был случай: «сняли» просрочку, вернулись через две недели, — она снова на полках. Тогда мы её скупили и сами вскрыли.

Изменения в законодательстве сильно повлияли на работу Роспотребнадзора: сейчас, если у вас есть претензии к продавцу, вы пишете жалобу хозяину магазина или администрации. Если же её проигнорировали или требования удовлетворены не полностью, то вы можете пожаловаться в надзирающий орган.

— Лучший вариант — приобрести «просрочку» и обратиться в полицию. Они заводят уголовное дело по статье 14, часть 15 КоАП и передают в Роспотребнадзор. Это гораздо проще. Мы написали четыре обращения, одно уже рассматривается.

Конечно, жалобы «Патрулем» пишутся не всегда: продавцов, которые прислушиваются к словам «тайных покупателей», зря тревожить не стараются. Как отмечает сам Николай, чаще на «просрочке» попадаются крупные сетевые магазины, типа «Пятерочки» или «Магнита». Но у них отношение к покупателям, лучше чем, у «ИП» или мелких ларьков. В одном из подобных «заведений» они нашли маргарин, просроченный на полгода: продавцы доказывали, что его можно использовать в выпечке.

Борется «Просрочка-патруль» не только со «старьем». Обращают внимание и на обман со скидками, и с заставленными товаром помещениями. Могут зайти не только в магазин, но и, например, на «Почту России».

Сколько человек входит в «Патруль»? Эту цифру руководитель решает оставить в секрете, как и имя рядом сидящей девушки:

— Когда мы открыто работали, нам многие отказывали. Нас уже узнают, приходится подключать других людей.

«Патрулирующим» запрещают снимать, угрожают, на них и жалуются, и пишут заявления в полицию. Правда, дальше заявлений дело не идет, так как члены этого общественного движения ничьих прав не нарушают.

После разговора спускаемся в магазин и ищем просрочку:

— До этого мы здесь орехи находили, — комментирует Николай.

Искать долго не пришлось: в отделе с зеленью видим старый, плавающий в непонятной жидкости, лук. Он лежит на полке с января. Дальше корреспондента подводят к открытой витрине с завернутой в пленку колбасой, где мы находим половинку «просрочки» — отсутствует маркировка. Все кидается в корзину.

До этого рейда корреспонденту «Комсомолки» не приходилось пересматривать такое количество продуктов с уже прошедшим сроком годности. Следующей «тухлой рыбой» становятся пачки крабовых палочек, которым тоже пора на покой. Попутно мы находим путаницу на полках с весовыми конфетами: на одной из таких лежат батончики, но бумажка с информацией о составе и сроке годности почему-то от ирисок. Когда мы попытались спросить сотрудницу магазина, почему все бумажки перепутаны, нам ответили, что «конфеты не лежат на одном и том же месте, у нас есть папка со всей информацией». Правда, этой папки нигде не видно.

— Знаешь, как ещё обманывают? Посмотри, — Николай достает, как пример, маленькую коробочку с детской смесью, — есть продукты со сроком годности «до» и есть «включительно». Некоторые продавцы уверяют людей, что продукт со сроком годности «до» ещё можно есть, якобы это «включительно», день мол есть. Эта пока ещё свежая, — возвращает на полку.

Тем временем мы идем к кассам. Продавец не пробивает лук, только потому что стерся штрих-код. После мы идем вскрывать упаковки с крабовыми палочками. После втроем идем к стойке администрации. На экране рабочего компьютера светится: «Уважение и забота о покупателях — это самое важное». Девушка, сопровождающая нас, достает телефон и включает камеру. Директор и её помощница, узнав суть претензии, разговаривают довольно спокойно. Только говорят, что снимать их нельзя по закону.

Возврат денег тоже проходит спокойно. Помощница только рада «подмоге»:

— Потом мы обратимся куда надо. Мы будем рады, если вы и дальше будете выполнять нашу работу, — говорит она в ответ на слова о том, что на «Просрочку-патруль» уже пишут коллективную жалобу.

По пути к витрине с колбасой мы видим сотрудника, который уже перебирает зелень. Николай объясняет, что не так с конфетами и колбасой. Уже уходя, мы слышим, как некоторых сотрудников зовут к стойке администрации. Все заканчивается довольно мирно, без «крови» и хамства. Но, напоследок, корреспонденту объясняют, зачем нужна камера:

— В одном из магазинов, на пересечении улицы Пушкина и Октябрьского проспекта, мы нашли просрочку. Когда попытались сделать возврат, у нас отобрали и продукты, и чек. Деньги не вернули. С тех пор, мы постоянно снимаем.