Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+5°
Boom metrics
Общество27 марта 2018 10:36

Звезда оперы в Коми Елена Лодыгина провела для журналиста урок академического вокала

В Международный день театра "Комсомолка" решила проверить, можно ли полного "чайника" научить петь красиво
Елена Лодыгина предложила журналисту: "А теперь представьте себе, что вы Монсеррат Кабалье – огромная дама с мощным голосом".

Елена Лодыгина предложила журналисту: "А теперь представьте себе, что вы Монсеррат Кабалье – огромная дама с мощным голосом".

Фото: Наталия БЕШКАРЕВА

В известном советском фильме «Приходите завтра» профессор консерватории говорит коллеге по кафедре: «Петь можно научить даже осла, но зачем ослу петь?». В это трудно поверить, но неужели любой человек в той или иной степени наделен вокальными данными? Чтобы проверить, насколько был прав киношный профессор, корреспондент «Комсомолки» решила освоить азы сложнейшего из искусств – академического вокала. Сегодня, в Международный день театра, мастер-класс нашему журналисту преподала ведущая солистка Государственного театра оперы и балета Коми Елена Лодыгина.

Вдох-выдох, и голова пошла кругом

Признаюсь честно: в детстве я очень любила петь, и определенные вокальные способности у меня были, даже имелся опыт занятий в академическом хоре. Полным «чайником» в вокале меня назвать сложно, но урок от Елены Лодыгиной стал для меня настоящим открытием.

Урок начался, как ни странно,… с массажа лица. Легкими постукиваниями и растираниями мы разогрели лоб, щеки и переносицу – так обычно начинается утро красотки, стремящейся придать свежесть коже и продлить молодость. Тогда как вокалисты преследуют исключительно профессиональные цели. Впрочем, одним массажем лица дело не ограничилось. В пении задействованы рот, язык, диафрагма и грудная клетка – каждая составляющая вокального аппарата нуждается в основательном разогреве, иначе голос не зазвучит. Поэтому распевке предшествовала разминка: мы растягивали языком щеки, проговаривали с ускорением скороговорки, дышали, надувая живот шариком.

Занятия по вокалу начались с гимнастики для лица

Занятия по вокалу начались с гимнастики для лица

Фото: Наталия БЕШКАРЕВА

Но, пожалуй, самым сложным заданием Елены оказалась гимнастика Стрельниковой. Выполняя, казалось бы, простые упражнения, я ощутила легкое головокружение.

- Необходимо резко и быстро вдохнуть через нос, а затем так же резко выдохнуть через рот. В это время наш организм насыщается кислородом, поэтому может закружиться голова – это нормально. Гимнастика Стрельниковой полезна всем, поскольку является идеальной профилактикой заболеваний дыхательных путей: насморка, кашля и даже гайморита, - объяснила мне пользу упражнений Елена Лодыгина.

Оказывается, занятия вокалом несут не только творческое развитие личности, но и оздоровление. Профессиональные певцы умудряются совмещать дыхательные и физические упражнения, при этом выполняя актерскую работу с воображаемым предметом.

- Давайте представим, что у нас в руках насос, и теперь мы качаем его ручку, при этом вдыхаем и выдыхаем по методу Стрельниковой. Каждый раз надавливая на ручку насоса, необходимо сгибаться в пояснице, опуская корпус тела все ниже и ниже, - подробно описала задание Елена.

- Это уже не только профилактика насморка, а еще и радикулита, - добавляю я.

- Да, певцы благодаря своей работе ведут здоровый образ жизни, - соглашается солистка театра.

Щааас спою

За разминкой последовала распевка.

- Правильный и чистый звук дается непросто. Сомкните губы, зубы необходимо разжать и представить, будто у вас во рту горячая-горячая картошка. Должно появится ощущение объема, купола, - объяснила Елена Лодыгина.

"Сомкните губы, зубы необходимо разжать и представить, будто у вас во рту горячая-горячая картошка. Должно появится ощущение купола", - объяснила Елена Лодыгина.

"Сомкните губы, зубы необходимо разжать и представить, будто у вас во рту горячая-горячая картошка. Должно появится ощущение купола", - объяснила Елена Лодыгина.

Фото: Наталия БЕШКАРЕВА

Картошка и купол – как это вообще возможно? Я изо всех сил пыталась напрячь воображение, чтобы поймать новые ощущения во рту. Увидев мое замешательство, педагог упростила задачу: просто попробуйте промычать.

- Мммммм, - выдавила я из себя.

- Вот, хорошо. А теперь нужно мягко сомкнуть губы и разомкнуть зубы, - попросила Елена.

И вдруг я неожиданно для самой себя выдала сочный и громкий звук.

- Уже лучше, - отметила педагог.

Далее задачи только усложнялись. Вместе с Еленой я разогревала связки, представляя, что голос скатывается с горки: с верхних нот на нижние. А затем певица просила меня спеть так громко, чтобы звук был слышен на другом берегу Сысолы. Естественно, были и традиционные распевки на «до-ми-соль-ми-до» и более сложные сочетания нот. Мы пели и легато(протяжно), и стаккато (отрывисто), и приседая, пробовали брать высокие ноты.

Вокальные задания Елена усложняла образными представлениями.

- А теперь представьте себе, что вы оперная дива с большой массой тела и мощным голосом.

- Представить-то могу, а во петь как она – вряд ли, - заметила я.

- Хотя бы представьте, - настояла педагог.

Журналист Алиса Козлова: "И вдруг я неожиданно для самой себя выдала сочный и громкий звук"

Журналист Алиса Козлова: "И вдруг я неожиданно для самой себя выдала сочный и громкий звук"

Фото: Наталия БЕШКАРЕВА

Все выше, и выше, и выше

Наигрывая несложную мелодию на фортепиано, Елена попросила меня повторить ее. В средних регистрах это оказалось достаточно просто, но чем выше по октавам поднималась мой педагог, тем сложнее давались высокие ноты. Но певица настойчиво вела меня вверх.

- Знаете, Алиса. Мне кажется, вам очень легко даются высокие ноты.

- Мне кажется, будто я не пою, а кричу, - поделилась я о своими ощущениями.

- Это нормально, так и должно быть. Если заниматься регулярно, то вам станет легче петь в верхних регистрах, - заключила Елена Лодыгина.

После распевки у меня на лбу выступила испарина. Никогда бы не подумала, что певческий труд предполагает столь серьезные физические усилия – вокалист в большей степени напрягает не голосовые связки, а пресс и диафрагму. Я на своем опыте убедилась, какой это сложный труд.

Урок завершился исполнением вокализа – коротенького вокального этюда без слов. Мотивчик был простой, но даже его исполнять было очень непросто – несколько раз я пела неправильно (давила на связки, переходила на горловое пение). А если так петь постоянно, то ни один певец долго не протянет – в этом и заключается сложность профессии вокалиста - петь правильно. Даже если Бог одарил человека сильным голосом, ему необходимо обучиться всем премудростям академического вокала. И на это уходят годы, одного урока недостаточно.

Урок завершился исполнением вокализа – коротенького вокального этюда без слов.

Урок завершился исполнением вокализа – коротенького вокального этюда без слов.

Фото: Наталия БЕШКАРЕВА

Но, все же, от занятия с Еленой Лодыгиной у меня остались только положительные впечатления, и, если честно, мне очень захотелось прийти к ней еще раз.