Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+13°
Boom metrics
Общество30 марта 2018 9:57

«Фишка в том, что никто не знает, когда я приду»: юрист о проверках сыктывкарских магазинов после трагедии в Кемерово

Андрей Ухорев рассказал порталу «Комсомольская права в Коми» о реакции продавцов, засовах на пожарных выходах и о первых победах после рейдов
Фото: Андрей Ухорев

Фото: Андрей Ухорев

После трагического пожара в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово многие сыктывкарцы по-другому посмотрели на безопасность торговых центров, куда они ходят каждый день. Они все чаще проявляют гражданскую активность, фотографируют закрытые пожарные выходы и выкладывают гневные посты об этом в соцсетях. В последние дни на просторах соцсетей набирают популярность рейды сыктывкарского юриста Андрея Ухорева, который планомерно посещает самые крупные ТРЦ и снимает об этом видео. Он рассказал газете «Комсомольская права в Коми» о реакции продавцов, засовах на пожарных выходах и о первых победах после рейдов.

- Вы до трагедии проверяли магазины?

- Как правило, в повседневной жизни, если я вижу в магазине нарушения федерального закона о защите прав потребителей, то сразу обращаюсь в Прокуратуру или Роспотребнадзор. Это, например, нарушение срока годности, хамское отношение продавцов, грязь. Здесь же я решил проверять ТРЦ точечно именно после пожара в Кемерово. Любая трагедия — это сигнал для меня, что я могу лично что-то изменить.

- К проверкам готовились?

- На следующий день после трагедии я просто зашел в «Магнит» и вижу, что запасной выход перегорожен стеллажом с соком. Очевидно для каждого человека, что запасной выход должен быть открыт, что к нему всегда должен быть свободный доступ. И ответ типа «Ключ где-то там» не подходит.

Фото: Андрей Ухорев

Фото: Андрей Ухорев

Сфотографировал нарушение, выложил об этом пост в соцсети, а потом уже пришла мысль, что можно сделать больше. Я изучил федеральный закон о пожарной безопасности, уточнил у опытных коллег, как вести съемку в магазине. Например, магазин - это общественно-частное место, в котором можно фотографировать все без согласия продавца. А вот складские и служебные помещения - уже частная территория, куда посторонним вход запрещен.

- Где самая ужасающая обстановка?

- За три дня в общей сложности я проверил 10 точек. Это только те места, где я заметил нарушения. Проверка не занимает много времени. Обычно приходишь, видишь запертую дверь пожарного выхода, спрашиваешь у продавца, по какой причине такая ситуация сложилась. Обычно они начинали мямлить, и я, понимая, что добиться от представителей магазина больше нечего, фиксировал нарушение и шел на другую точку.

По итогам трехдневным рейдов совершенно определенно можно сказать, что самая ужасающая обстановка, от которой волосы на голове встают дыбом, - в «Пятерочке». Там, представляете, пожарный выход закрыт на амбарный замок! В других магазинах тоже были весомые нарушения, но «Пятерочка» побила все рекорды.

Фото: Андрей Ухорев

Фото: Андрей Ухорев

- Как реагировали продавцы?

- Реакция продавцов был бесценной. Конечно, большинство не знали, что я веду скрытую съемку, я держал в руках телефон с включенной камерой незаметно. Именно поэтому на видео попало много неприятных моментов.

Например, продавец в INCITY на просьбу открыть пожарный выход ответила отказом и бросила фразу «Вместе сгорим». После выложенного в соцсети поста мне написала один из руководителей федеральной сети INCITY. Она поблагодарила меня за бдительность, осудила поведение продавца и отметила, что к ней будут применены самые жесткие меры дисциплинарного воздействия. Вообще, надо отметить, что плоды проверок уже есть. Так в «Магните» убрали загораживающий выход стеллаж с соком. Также зашел в другой магазин INCITY и с удовлетворением отметил, что с пожарной безопасностью там все в порядке.

- Какая реакция в соцсетях: поддерживали люди или осуждали за гражданскую активность?

- До сих пор читаю комментарии людей, которые они оставляют под постами о поверках. Также люди пишут в личные сообщения. 80% из них оставляют позитивные отзывы, просят проверить те или иные проблемные места. И это здорово. Я принимаю конструктивную критику, но ее было не так много. В основном, люди писали гневные сообщения типа «Да кто ты такой, чтобы проверять?» или «Хватить пиариться на костях». А одна женщина написала, что пусть это пиар, но это хороший пиар, который может изменить жизнь к лучшему. Но я не пиарюсь, репосты с лайками мне ни к чему. То, что я делаю, может сделать каждый из нас. В страшной ситуации горящего магазина, где закрыты пожарные выходы, может оказаться каждый.

- Такие проверки - это разовая акция?

- Это самый популярный вопрос ко мне. Почему-то люди уверены, что после того, как все забудется с трагедией, то и проверки сойдут на нет. Но я честно говорю: проверял, проверяю и буду проверять. Люди продолжают оставлять заявки на проблемные точки, куда просят приехать. Моя цель, чтобы были открыты пожарные выходы. Важный момент - по итогам всех проверок я пишу заявления в прокуратуру и МЧС. Результаты проверок я тоже опубликую в открытом доступе.

Фото: Андрей Ухорев

Фото: Андрей Ухорев

- Как поменялось ваше отношение?

- Если ты занимаешься таким делом, то у тебя не должно быть эмоций, которые задевают. Когда прихожу домой, то хочется написать, что-то резкое и грубое в отношении тех, кто допускает такое попустительство. Но я понимаю, что нужно сдерживать себя. И дать государственный органам вынести решение в их адрес.

Я считаю, что все те, кто причастен к халатности, должны быть просто уволены. Также лично должен бть отштрафован владелец магазина, арендатор и субарендатор. Рублем нужно наказывать, другого варианта нет. Ни один из продавцов не вызвал у меня симпатию. Я все думаю, глядя на девушек-консультантов, неужели их цель только продать, неужели они не думают о том, что эти покупатели сгорят в их магазине, в котором она заперла выход, чтобы товар не украли?

Я призываю всех к гражданской активности, мы вместе сможет помочь сотрудникам МЧС и прокуратуры увидеть проблемные места. Но фишка в том, что все знают, когда они придут с проверками, но никто не знает, когда приду я или вы!