Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+7°
Boom metrics
Звезды16 апреля 2018 15:29

Коми мифология: богатырь-колдун и пироги для лешего

Во что верили и чего боялись наши предки?
Вöрса и его собака. Иллюстрация Кристины Овсянкиной

Вöрса и его собака. Иллюстрация Кристины Овсянкиной

Фото: Из открытых источников

Журнал «КП-Авиа» продолжает постоянную рубрику о коми мифологии. В этой статье, опубликованной в журнале №12, речь идет о духе леса – ворсе. Узнайте, легенды и сказания о лесном хозяине – настоящие поверья или просто детские страшилки?

Дух леса

Среди многочисленных духов больше всего охотники коми опасались лешего – вöрсы. Называли его по-разному: вöр-куль – «лесной черт», вöра-морт – «лесной человек», у коми-пермяков – вöрысь. Ворса являлся одиноким охотникам в виде либо великана с вывернутыми назад пятками и ростом с сосну, либо силача с мохнатыми ушами, но без бровей и ресниц, а иногда – в виде вихря. Часто он превращался в кошку или других небольших животных. Сам он не отбрасывал тени, а на лай его собаки не откликалось эхо.

Часто леший превращался в кошку или других небольших животных. Иллюстрация Кристины Овсянкиной

Часто леший превращался в кошку или других небольших животных. Иллюстрация Кристины Овсянкиной

Фото: из открытых источников

До сих пор коренные коми верят – вöрса может досаждать охотнику и похищать его добычу, если охотник вторгся во владения лешего, в состоянии приморозить сани к дороге и заманить в трущобу. Больше всего ворса любит состязаться с охотником в силе. Считалось, что избавиться от лешего можно, если повернуться к нему спиной и выстрелить в него, зажав ружье между ног. Но лучше было поднести ему приношения с приговором: «Я тебе табак, ты мне – белок. Я тебе пироги с грибами, ты мне – зайцев и дичь».

Четверг считался днем вöрсы. В этот день каждый мог в лесу сорвать шесть веток можжевельника: одну – для скота, две – для дома и три – для семьи. Ветки выполняли двоякую функцию в доме: символическую – для здоровья, благополучия, приплода скота, и практическую – вещества можжевельника оберегали дом от эпидемий.

Вöрса и Йиркап

Дух может и помочь в охоте, если человек хитростью одолеет лешего или поможет ему. По легенде однажды охотник шел мимо плотины и увидел, как толпа водяных – вакулей – набросилась на лешего, забрасывая его камнями. Вöрса пытался отбиться от них деревом, выдернутым из земли с корнем, но водяные одолевали. Тогда вöрса крикнул охотнику, чтобы тот выстрелил в главного водяного. Охотник попал в водяного, а леший расправился с мелкими водными бесами.

За это леший указал человеку волшебное дерево, из которого тот смастерил лыжи-самоходы. На этих словах местные жители улыбнутся — в Коми даже дети знают, кто именно этот величайший из коми охотников. Йиркап наделен богатырской, почти магической силой. Про него сложена ни одна легенда. Ни один зверь не мог уйти от всесильного Йиркапа. Удачливым охотникам приписывали безусловное благоволение лесных духов-хозяев, с которыми они находились в тесной связи благодаря своим колдовским способностям.

Быт и семья ворсы

Жили лешие, по представлениям коми народа, в глухих лесных чащах в треугольных домах и вели там обычное крестьянское хозяйство. Вöрса жил на болоте со своей семьей. У него были жена и дочь. Считалось, что их лица не может увидеть ни один человек. Звери лесные были его скотом, а птицы – курами.

В обходе своих лесных угодий вöрсу обычно сопровождала его собака, отличающаяся тем, что от ее лая не было эха. Если охотник, встретив во время промысла собаку вöрсы, скармливал ей кусок хлеба, она становилась его собственностью. Считалось, что такие собаки очень добычливые.

В сказочном фольклоре коми в отдельных быличках дочь Ена Йома превратилась в злую лесную ведьму, поселилась в болоте и стала женой вöрсы. Она владела черной магией – могла снимать с себя скальп и искать вшей в волосах. Приняла смерть от богатыря Перы.*

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Николай Конаков, этнограф, с 1988 по 2001 год возглавлял отдел этнографии в ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН:

- Несмотря на явную мифологическую подоплеку, представления о лесных духах-хозяевах у коми были сугубо рациональными. Они были для промысловиков реальным гарантом соблюдения в лесу всех норм и правил. Например, в одном из фольклорных текстов речь идет о двух братьях, снимавших в охотничьей избушке шкурки с добытых белок. Один из них расхвастался, говоря, что он смог бы снять шкурки с любого количества белок. Тотчас из дымоволока непрерывным потоком посыпались белки и погребли под собой хвастуна, он едва не задохнулся. Также охотники верили, что если кто-либо возьмет из сложенных в хранилище чужих белок или рябчиков, сам в течение года не убьет ни штуки.

Трудно определить, насколько все это было достоверным, скорее всего, истории о происках лесной нечисти прежде всего несли развлекательные функции, представляя из себя нечто вроде детских страшилок. В то же время они имели и несомненную нравственно-воспитательную подоплеку и оказывали влияние на формирование традиционного мировоззрения.

* Подготовила Елена Воробьева по материалам Энциклопедии уральских мифологий, Этнографической электронной энциклопедии и исследованиям этнографа Николая Конакова.