Премия Рунета-2020
Иркутск
+15°
Boom metrics
Наука17 мая 2018 10:57

Спирогира на Байкале: угрожает ли водоросль озеру

«Комсомолка» разбиралась, что губит мировой резервуар чистейшей воды
Спирогира на Байкале. ФОТО: Ольга Каменская.

Спирогира на Байкале. ФОТО: Ольга Каменская.

Спирогира уничтожит Байкал и превратит его в болото? Самому глубокому в мире озеру угрожает экологическая катастрофа? Этими тезисами ловко манипулируют некоторые СМИ и общественники в соцсетях. Действительно, нитчатая зеленая водоросль для Байкала не характерна и явно сигнализирует о том, что с экосистемой озера не все в порядке. Попробуем разобраться, насколько проблема серьезная.

Лох-несское чудовище на дне

Начнем с того, что весной в очередной раз заговорили о спирогире, когда в интернет просочился документ центра «Антистихия» МЧС России. В нем говорится о том, что до 60% байкальского побережья покрыто водорослями. Как он попал в руки журналистов?

- Произошла утечка, - признает заместитель начальника «Антистихии» Сергей Абанин. - На самом деле это никакой не прогноз, а справка из доклада, датированная 2016 годом. Ее выдали ученые. Эти приблизительные цифры касались пляжей и рекреационных зон, исключая заповедные территории озера.

Махнем в Листвянку - самый ближайший туристический поселок на Байкале, 66 км от Иркутска. Туристы прогуливаются по берегу, едят вкусный исчезающий омуль, ловить который запрещено с 1 октября 2017 года, дышат чистым воздухом и удивляются прозрачной воде. Но они не погружались на дно. Водолазам видится совсем иная картина.

- Кучи гниющих водорослей, повсеместно гибнущая губка (уникальный эндемик, фильтрующий воду. - Прим. авт.), - говорит руководитель группы водолазных исследований и подводного мониторинга Лимнологического института СО РАН Игорь Ханаев. - Я раньше даже карту таких мест составлял.

Полностью нитчатыми водорослями, в том числе спирогирой, покрыто побережье не только в Листвянке, но и вблизи Большого Голоустного; на юге - от Култука до Байкальска; со стороны Бурятии - в Баргузинском заливе, напротив поселка Максимиха. Локально - на Малом Море и в районе Ольхона. В основном спирогиру можно наблюдать на каменистом дне, на песчаных грунтах водоросль приживается плохо. Но самая болевая точка - Северобайкальск. Здесь нитчатка не только интенсивно распространяется, но и гниет. Местные жители как на субботник выходят на берег и вывозят дурно пахнущую органику. Тоннами.

Вот спирогиру видно практически с берега.

Вот спирогиру видно практически с берега.

- Впервые массовое цветение нитчатых водорослей начали наблюдать в 2010 году, - поясняет Ханаев. - Погружались, увидели изменения на дне. Но тогда не придали этому значение, не знали, улотрикс (зеленая нитчатая водоросль, типичная для Байкала. - Прим. авт.) это или спирогира. Внешне друг от друга они практически ничем не отличаются. Через год ситуация повторилась. На ученом совете института я сделал краткий доклад, что ныряю и вижу изменения. Были проведены комплексные научные исследования: брали пробы в Лествиничном заливе, а также на участках открытого Байкала, где спирогирой и не пахло. И вот тогда мы перестали молчать. В 2014 году после сезонных наблюдений мы поняли, что эта водоросль адаптировалась к условиям холодной байкальской воды и вегетирует уже круглый год - и зимой, и летом.

Академик Грачев, в то время директор Лимнологического института, буквально кричал, что, озеро, в котором содержится 90 процентов поверхностных пресных вод России, накануне экологической катастрофы. Засуетились общественники, предлагая невероятные проекты: например, использовать спирогиру как удобрение. Некоторые, между тем, обвиняли ученых, говоря, что они раздувают ситуацию и даже… спекулируют на теме. Только вот на чем именно?!

- Я, а также люди, которые погружаются по воду, видят больше, чем другие, - продолжает Игорь Ханаев. - За последние два-три года ситуация только усугубилась. У меня есть друзья-фотографы с мировым именем, увлеченные подводной фотосъемкой. Они знают, как было до, видят, что происходит после, и спрашивают: «Игорь, что случилось с Байкалом?». Спрашиваю в ответ, что они, прежде всего, понимают под словом Байкал? Если воспринимают озеро как резервуар с чистейшей водой, то ничего серьезного не произошло. В нем 23 тысячи кубических километров пресной воды. Знаете, академик Грачев говорил, что если утопить все человечество в Байкале, то уровень воды поднимется всего на три сантиметра. Кстати, за эту фразу его часто осуждают… В том, что сейчас происходит с озером, в большей степени виноваты мы, люди, а не природные явления. Мы должны и обязаны сделать все, чтобы прекратить дальнейшее загрязнение.

Ученые исследуют дно Байкала и видят, насколько оно изменилось за последние годы. ФОТО: Виктор Лягушкин.

Ученые исследуют дно Байкала и видят, насколько оно изменилось за последние годы. ФОТО: Виктор Лягушкин.

Почему спирогиры так много?

А теперь, собственно, к фактам. Периметр побережья Байкала составляет 2100 километров. Измерить объемы спирогиры - все равно, что сосчитать камни на дне. Потому как водолазам пришлось бы как минимум две тысячи раз погрузиться на дно Байкала, взять пробы и каждую исследовать под микроскопом. В озере живет много организмов. Кстати, упоминание о спирогире встречается в научных работах 1980-х годов. Однако никогда ее не было так много, она не встречалась на прибрежных участках открытого озера! Почему?

- Конечно, она не с Марса прилетела, - парирует директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов. - Но почему ее так много именно сейчас, однозначного ответа нет. Мы можем предположить, что есть очаги загрязнения и в этом виноваты люди. Спирогира развивалась и достигла критической концентрации. Серьезные выбросы были в Северобайкальске, и там не только спирогира цветет. И если бы не было дополнительной подпитки, то ничего бы не произошло. Мы называем этот процесс эвтрофикацией - когда питательные вещества поступают в водоем и все начинает цвести.

С помощью специальных линеек и других приспособлений водолазы измеряют площадь покрытия. ФОТО: Игорь Ханаев.

С помощью специальных линеек и других приспособлений водолазы измеряют площадь покрытия. ФОТО: Игорь Ханаев.

Самая острая ситуация со спирогирой - на севере Байкала. ФОТО: Олег Тимошкин.

Самая острая ситуация со спирогирой - на севере Байкала. ФОТО: Олег Тимошкин.

Водолазы-исследователи фиксируют, что спирогира осваивает все более глубокие горизонты. Ее замечают на глубине 30 метров. Но может ли это превратить озеро в болото? Конечно же нет. На глубину от 70 метров не проникает солнечный свет, а значит, нет фотосинтеза, без чего спирогира не может существовать. Так что утверждение, что Байкал превращается в болото, лишь для красного словца. Прибрежная часть - это всего лишь 5% старейшего в мире озера с чистейшей водой. Чужеродной нечистью в основном поражены берега рядом с поселками и турбазами. Однако в абсолютно безлюдных местах, где к воде выходят разве что медведи, тоже встречается нитчатка. Ученые объясняют это течениями, которые способны распространять вредные вещества, а основная сладость для нитчатки - это азот и фосфор. Свою лепту вносят и лесные пожары, из-за которых в воду льется поток минералов. Элементарно зола разносится ветром на многие километры и потом оседает на дне.

- Гипотетически на развитие спирогиры может влиять и глобальное потепление, - рассуждает Андрей Федотов. - Но это и другие версии не основные факторы, влияние антропогенного вклада значительнее. Спирогира чаще встречается там, где присутствует человек. Повторюсь, что со стоками поступают питательные вещества. Значит, что-то «лишнее» появилось в байкальской воде. Крики о спирогире - не спекуляция. Цепочка идет дальше, нарушая экосистему озера. Улитки, моллюски, бычки, которые привыкли жить на каменистом дне, теперь не могут обитать на участках дна, покрытых спирогирой. Весной придет омуль, который кормится икрой бычков, чем он будет питаться?

Это лишь один из примеров. Еще один - гибель губки - уникального байкальского эндемика, который за сутки способен отфильтровать до стерильного состояния почти 20 литров воды. И хотя прямой связи болезни губки со спирогирой нет, речь все же идет об одном и том же: в озере «что-то не так». В районе Листвянки губка больна повсеместно.

Строительство очистных сооружений - выход или нет

В том, что эти нехорошие перемены - дело рук человека, сомневаться не приходится. Два раза в год ученые вместе с работниками прокуратуры, Роспотребнадзора едут с ревизией на Байкал, в том числе посмотреть и определить источники загрязнения.

- Я уже смеюсь, говоря, что когда наш «Коптюг» (научное судно Академик В.А. Коптюг. - Прим. авт.) заходит в Малое Море, то все турбазы должны закрыться, - говорит Андрей Федотов. - Везде, куда заезжаем, есть нарушения.

Директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов считает, что пока нет однозначного ответа, почему спирогиры на Байкале так много.

Директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов считает, что пока нет однозначного ответа, почему спирогиры на Байкале так много.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

А как им не быть? Все нечистоты многочисленные турбазы сливают… в Байкал. По действующему водоохраному законодательству, их должны перерабатывать на месте фактически до дистиллированной воды или вывозить на специальный полигон за десятки километров от озера - туда, где уже нет центральной экологической зоны. Увы, но сейчас ни первое, ни второе невозможно. Полигонов нет, а технологии очистки воды дорогостоящи, к тому же известные, применимые во всем мире, не подходят для байкальских реалий. Да и станет ли простой владелец турбазы, у которого всего два летних месяца работы, этим озадачиваться? Словом, съел конфету, а фантик выкинуть некуда.

- Очистные - это тот минимум, который можно сделать, чтобы сохранить уникальное озеро, - говорят ученые. - Хотя даже после этого не стоит ждать, что спирогира исчезнет.

Не совсем хорошо обстоят дела и с очистными коммунальных служб в крупных поселках и городах на побережье Байкала. С 2014 построили всего лишь две канализационно-насосных станции и напорный коллектор в Байкальске.

- В бюджетную заявку Иркутской области мы включили несколько проектов, чтобы получить субсидии из федерального бюджета, - прокомментировали «КП» в правительстве региона. - Это по строительству очистных в Култуке, по модернизации ветхих коммуникаций в Ангасолке.

Сейчас инженеры разрабатывают проектную документацию. Общая стоимость работ, по предварительным оценкам, составит более 200 млн рублей. Кроме того, готовится смета по возведению канализационных сооружений в Слюдянке. Также есть поручение губернатора о разработке схемы водоотведения, которая бы комплексно решила проблему загрязнения. Однако и здесь свои трудности:

- Отсутствует проектная документация с положительными заключениями экологической и проектной экспертизы на строительство, реконструкцию очистных сооружений в населенных пунктах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, - пояснили в правительстве.

Второй момент, который мог бы благоприятно сказаться на экологии, - отказ от моющих средств, содержащих фосфаты.

- Увы, на законодательном уровне запретить такие порошки мы не можем, - констатирует факт общественный деятель Надежда Николаева. - Пока обходимся лишь общественными акциями с призывом отказаться от опасных моющих средств.

Так есть ли спекуляция на тему спирогиры? Вопрос по-прежнему открытый.

А в засушенном варианте спирогира выглядит вот так.

А в засушенном варианте спирогира выглядит вот так.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Людмила КОРНЕВА, заведующая лабораторией альгологии Института биологии внутренних вод им. Папанина РАН, доктор биологических наук:

Очевидно, что экосистема озера разбалансирована

- Я не знаю, чтобы где-то в России была такая же ситуация со спирогирой, как в Байкале. В таких масштабах она развивается только здесь. В Волге тоже есть проблема чужеродных водорослей, и возникла она, как только завершилось строительство водохранилищ. Это может быть связано с изменением гидрохимического состава воды. Скорость течения замедлилась, увеличилось количество биогенных элементов, минерализация стала расти. Кроме того, стал меняться климат - повысилась температура воды. Помимо этого - мощное антропогенное воздействие. В 2010 году катастрофическая ситуация была в Кубышевском водохранилище, когда активно цветущие сине-зеленые водоросли - цианобактерии, забивали фильтры на водозаборах. Сейчас существует программа «Чистая Волга», которая нацелена как раз на регулирование экологической обстановки, но результатов пока нет. И на Волге, и на Байкале на уровне государства должен осуществляться контроль над стоками и применяться самые строгие наказания и штрафы. Сами предприятия, турбазы ничего делать не будут. Да, на Байкале закрыли ЦБК, но негативный процесс все равно идет. Очевидно, что экосистема Байкала разбалансирована. Гибнет губка и появилась спирогира. Байкальские ученые должны сказать причину этого, хотя установить ее очень сложно. Байкал - огромный водоем, чтобы найти причину, а не последствия, нужно вкладывать огромные средства на исследования.

А это фото было сделано 4 года назад в Северобайкальске. Ситуация не изменилась. ФОТО: Олег Тимошкин.

А это фото было сделано 4 года назад в Северобайкальске. Ситуация не изменилась. ФОТО: Олег Тимошкин.

А В ЭТО ВРЕМЯ

А что еще делают власти?

- Проект «Байкал - великое озеро великой страны» Минприроды России разрабатывает с 2016 года. Предполагается, что будет усовершенствовано законодательство, создана туристическая, инженерная и транспортная инфраструктура с минимальным ущербом окружающей среде. Однако пока паспорт проекта на федеральном уровне не утвержден. Речь идет о развитии таких территорий, как Листвянка и порт Байкал, Большое Голоустное, Байкальск, Слюдянка, Култук, Ольхон, побережье Малого Моря и Тажеранские степи.

- Ранее озеро уничтожал Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, который поставлял 80% всех сбросов. Сейчас, с его закрытием, основной источник загрязнения - коммунальные службы. В частности, в основной приток озера - реку Селенгу - в Улан-Удэ ежегодно сбрасывают 22 млн кубометров загрязненных стоков. Понимая это, федеральный центр готов профинансировать строительство очистных в Бурятии, чтобы вредные химические соединения и тяжелые металлы прямиком не попадали в участок мирового наследия Юнеско. Республика будет получать средства из федерального бюджета в течение трех лет: 257 млн рублей уже выделено, в 2018 году в Бурятию поступит еще 462 млн, в 2019 и 2020 годах - по 500 млн рублей.

- В июне прошлого года во время прямой линии к Владимиру Путину обратился местный житель Виктор, который посетовал на разбитую дорогу на остров Ольхон. Тогда глава государства согласился с необходимостью смягчения закона. В конце марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение: водоохранную зону Байкала сократили в десять раз - до 200 метров.

- За пределами водоохранной зоны появится возможность строить очистные сооружения, проводить централизованное водоснабжение и водоотведение, - считает министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Андрей Крючков.

- На ликвидацию отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината Федерация в 2018 году также выделила 1,1 млрд рублей. Еще 138,8 млн Иркутская область получила на берегоукрепление Байкала в Листвянке. Предполагается, что жилые дома и административные здания поселка будут защищены от затопления, а значит, меньше отходов попадет в озеро.

КОНКРЕТНО

Насколько чиста байкальская вода

Воду из Байкала постоянно исследуют специалисты Роспотребнадзора. У них есть четыре точки, где летом берут пробы: в поселках Хужир и Листвянке, в Мухорском и Куркутском заливах. Берем данные за 2017 год. В Ольхонском районе и Листвянке были получены нестандартные пробы по общим колиформным бактериям и термотолерантным колиформным бактериям. Правда, это допускается в питьевой воде.

- Качество воды в Байкале соответствует требованиям санитарного законодательства, - считает руководитель Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Алексей Пережогин.

Однако в 2016 году Мухорский и Куркутский заливы признали непригодными для купания. Здесь были получены неудовлетворительные результаты по микробиологическим показателям.

ЦИФРА

1597,8 тысячи туристов побывали в 2017 году на Байкале, из них 211 тысяч - иностранцы.