Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+2°
Boom metrics
Общество2 мая 2020 11:02

Испытано на себе: каково это работать волонтером во времена пандемии в Сыктывкаре

Честные зарисовки о добровольчестве в столице Коми
Некоторые пенсионеры предусмотрительно просят оставлять продукты у порога и сами встречают волонтеров в масках.

Некоторые пенсионеры предусмотрительно просят оставлять продукты у порога и сами встречают волонтеров в масках.

Фото: Наталия БЕШКАРЕВА

С начала пандемии коронавируса в Коми расцвело волонтерское движение - добровольцы шьют маски, приносят лекарства пенсионерам, доставляют продукты нуждающимся. Мы об этом узнаем из многочисленных новостей, от которых уже замыливается глаз. Журналист Наталия Бешкарева примерила на себя роль волонтера и написала о своем опыте. Честные, а не приукрашенные зарисовки о работе доброволцев в коронавирусную эпоху - в статье.

Набираю телефон Матрены Алексеевны и долго слушаю песню «Виагры» «А я хочу перемирия» вместо гудков. Наконец раздается старческое «Алло», и в ответ поясняю, что я волонтер и принесла ей бесплатные овощи от соцзащиты. Бабулька извиняется, что не сразу услышала звонок в домофон и просит снова набрать номер квартиры.

К каждому пакету еще прикрепят бирку с адресом и именем пенсионера.

К каждому пакету еще прикрепят бирку с адресом и именем пенсионера.

Фото: Наталия БЕШКАРЕВА

Захожу в подъезд, в едва открытую дверь протягиваю два пакета – один с четырьмя огурцами, другой - с 15-ю зелено-розовыми помидорами. «Спасибо, доченька. Мне ничего платить не нужно?» - уточняет Матрена Алексеевна. Желаю ей здоровья и отправляюсь к машине за новой порцией продуктов. В багажнике у меня еще шесть ящиков с овощами, а в списке 20 адресов, по которым нужно разнести благотворительные продукты.

Этажи помидоров

Помощь в виде овощей в Сыктывкар отправил тепличный комплекс «Сосногорский». В Эжвинском районе столицы Коми отдел соцзащиты насчитал, что бесплатные продукты пригодились бы 700 жителям – столько здесь одиноко живущих пенсионеров старше 65 лет. Несколько дней соцработники фасуют присланные 1200 кг огурцов и помидоров по пакетам. К каждому из них прикрепляют бирку с именем и адресом пенсионера. Коробки выстраиваются рядами, этажами. Часть продуктов соцработники планируют разнести сами, но 700 адресов им не осилить, и они приглашают волонтеров.

В Сыктывкар тепличный комплекс прислал в качестве благотворительности больше тысячи килограммов овощей.

В Сыктывкар тепличный комплекс прислал в качестве благотворительности больше тысячи килограммов овощей.

Фото: Наталия БЕШКАРЕВА

Зарегистрировалась на сайте добровольцыроссии.рф, заполнила анкету, прошла короткое онлайн-обучение, по итогу сдала тест. После со мной связались в «ВКонтакте» и добавили в чат сыктывкарских волонтеров. Если кто-то из жителей города обращался на горячую линию за помощью, например, принести продукты, лекарства или вынести мусор, то волонтеры отправлялись выполнять заявку.Официально волонтером я стала недавно. Я далеко не сторонник подобных официальных добровольческих тусовок. Если надо помочь, присоединюсь, не надевая броскую футболку с надписями. Когда же началась «самоизоляция», стало ясно - доказывать полицейским, что ездишь по городу с благой целью, станет сложнее.

До этого мне пришлось выполнить заявку лишь один раз. Накануне Пасхи 80-летний старик попросил привезти кулич. Поскольку покупали продукты для семьи, то завезти пенсионеру кулич на соседнюю улицу не составило труда. Вспомнилось, как в школе мы, тимуровцы, ходили в магазин для больной бабульки. Главное отличие в том, что на совершение доброго дела получаешь электронный пропуск на один день. Да к пенсионерам по правилам добровольцы должны приезжать в масках и перчатках. Но суть, за исключением карантинного маскарада, та же. К выходу готов!

Волонтерам раздали маски и перчатки, разлили в принесенные бутыльки антисептик.

Волонтерам раздали маски и перчатки, разлили в принесенные бутыльки антисептик.

На руки получаем бумажки с именами, адресами и телефонами пенсионеров. Беру около 20 адресов. Учитывая, что они находятся в соседних дворах, рассчитываю закончить все за полтора часа. Волонтеры с машинами складывают в багажники ящики с овощами, кто-то берет продукты в рюкзак, чтобы разнести по ближайшим домам, и все разъезжаются.В помещениях соцзащиты в первый день развозки продуктов многолюдно. Волонтерам выдают перчатки, маски, наливают антисептик в принесенные с собой бутылки. Разъясняют, что слова напротив фамилий – это пароли, по которым старики пускают соцработников в дом. Каждому из нас выдают пропуск с подписью и печатями. Теперь он действует 10 дней, до 30 апреля. Правда, свободный проезд и передвижение ограничены только частью города. Но и это неплохо.

Кому нужнее?

Первые три адреса оказываются на последних этажа пятиэтажек, справляюсь быстро. Звонок в домофон, «это от соцзащиты», «нет платить ничего не надо» и бегу вниз. На этом простая доставка заканчивается.

Звоню в домофон и по указанному телефону - тишина. Уже к вечеру пенсионерка перезванивает и просит привезти бесплатный набор завтра с 10 до 11 часов. В другое время она занята. Поясняю, что невостребованные продукты отвезла в соцзащиту. Там дальше решат, как быть. Про себя возмущаюсь: как же так – вместо того, чтобы сидеть дома, беречь здоровье, она бродит по городу. Возможно, у пожилой дамы есть все основания не «самоизолироваться». Но почему-то эта ситуация, когда мою добровольную услугу посчитали за бесплатную службу доставки онлайн-покупок, меня задевает.

Чтобы быстрее развезти продукты, взяла в помощники сына-подростка.

Чтобы быстрее развезти продукты, взяла в помощники сына-подростка.

Фото: Наталия БЕШКАРЕВА

Звоню в другую квартиру. Женщина говорит, что вернется с дачи после 15 часов. Интересуюсь, могу ли передать продукты соседям. «Позвоните Клавдии из 33 квартиры. Она одинокая, плохо ходит, вы подольше звоните» - просит она. Почему же Клавдии не собрали продукты - мелькает мысль.

Клавдия тоже не открывает, снова звоню, кому из соседей отдать эти несчастные огурцы с помидорами. «Да Вале из 1-й квартиры. У нее муж инвалид, лежачий, она почти из дома не выходит». Передаю наконец-то немолодой и замученной Валентине пакеты и вновь: «Да лучше бы этой семейной паре отдала продукты, чем моей неуловимой дачнице», - жестко думаю про себя. Но выполняю просьбу.

Несколько дней соцработники распределяли больше тысячи килограммов овощей по пакетам для 700 пенсионеров.

Несколько дней соцработники распределяли больше тысячи килограммов овощей по пакетам для 700 пенсионеров.

Фото: Наталия БЕШКАРЕВА

Со всеми этими звонками, переговорами, возвращением продуктов в соцзащиту уходит три часа. Гора коробок в помещении уменьшается, но не сильно. Соцработники просят приехать завтра.

Найди нужный адрес

На другой день на улице колючая апрельская метель, из волонтеров всего четыре человека, и я объезжаю 20 адресов уже с напарницей. Знакомимся: Анна руководила фитнес-студией, теперь оформляется как безработная, а в свободное время «волонтёрит».

Несмотря на карантин и холодную погоду, застать пожилых людей дома не всегда удается. И тогда волонтеры возвращают бесплатные наборы в отдел соцзащиты

Несмотря на карантин и холодную погоду, застать пожилых людей дома не всегда удается. И тогда волонтеры возвращают бесплатные наборы в отдел соцзащиты

Фото: Наталия БЕШКАРЕВА

Раздача продуктов усложняется из-за квеста с адресами. В общежитии не могу отыскать нужную квартиру. Перед подъездом указаны квартиры от 10 до 40, а внутри - чехарда. Первой оказывается дверь с № 22, рядом квартиры №14, 17. Звоню пенсионерке, прошу выйти в общежитский коридор. Опа, нужная квартира находится не по порядку, а ее номер написан карандашом на стене. Первый клиент продукты получил.

Звоню в домофон, никто не отрывает. Набираю соседние квартиры, та же история. Сверху раздается крик: «Эй, кто там звонит? У нас домофон не работает». Это бабулька в халате, наполовину высунувшись в форточку, машет руками. Узнаю, из какой квартиры, и прошу спуститься за продуктами.

Попасть к пенсионерам с первой попытки почти нигде не удается. Когда не открывают дверь, звоню по указанным телефонам. Из одного дома ухожу, так никого и не застав. «Я сейчас поэтому адресу не живу, сын забрал к себе, - отвечает на звонок пенсионерка. - Нет-нет, вы мне продукты не приносите, мы ни в чем не нуждаемся».

«Зря побеспокоила»

Контакт с пенсионерами мимолетный. Одна женщина настойчиво предлагает зайти в квартиру, потому что «через порог не принято». Другая бабулька, напротив, просит оставить продукты у порога и отойти: «Меня так научили». Приветливая пенсионерка без половины зубов и в засаленной одежде журит за то, что принесла продукты: «Я же сама в магазин могу ходить, да и живу неплохо. Зря вас побеспокоила». Но огурцы-помидоры прошу принять.

Добровольцы, чтобы развезти огурцы с помидорами по 700 адресам, три дня колесят по Сыктывкару.

Добровольцы, чтобы развезти огурцы с помидорами по 700 адресам, три дня колесят по Сыктывкару.

Фото: Наталия БЕШКАРЕВА

Возвращаюсь в соцзащиту отдать продукты. С облегчением стаскиваю маску, выбрасываю перчатки, намыливаю руки. Говорят, что оставшиеся овощи развезут другие добровольцы. Перед сном в голове мысли долго водят хороводы: «Почему выдали продукты именно этим людям? По формальному признаку, что живут одни? Можно ли по-настоящему справедливо все распределить? Были же обеспеченные бабушки и те, о ком заботятся родные. Как оценить, кто реально нуждается?» Или, возможно, у меня просто прорезается зуб мудрости...

На границе сна пиликает сообщение от координатора добровольцев Сыктывкара: «Наташа, спасибо за помощь. На следующей неделе нас ждут 1200 продуктовых пакетов. Набирайся сил».

Больше интересных историй читайте на канале Наталии «Север неизвестный» в Яндекс.Дзен

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ижемка испытывает на себе диету за 3500 рублей от саратовской чиновницы

Пенсионерка из Коми решила прожить на половину прожиточного минимума (подробности).