Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+1°
Boom metrics
Общество26 февраля 2024 9:20

Многогранная личность: в Нацгалерее Коми открылась выставка «Уходящая Русь Сергея Добрякова»

В Сыктывкаре открылась выставка к столетнему юбилею Сергея Добрякова
В Нацгалерее Коми открылась выставка «Уходящая Русь Сергея Добрякова».

В Нацгалерее Коми открылась выставка «Уходящая Русь Сергея Добрякова».

Фото: Артур АРТЕЕВ

К столетнему юбилея Сергея Добрякова (1924–1989) в Сыктывкаре открылась выставка «Уходящая Русь». В двух залах Нацгалереи Коми можно увидеть более полусотни его живописных картин, три десятка графических работ, десять больших гобеленов, проиллюстрированные им книги Коми книжного издательства и части мозаичного панно. Выставку дополняют награды, документы, фотографии и портреты Добрякова, сделанные его коллегами.

«Богатство земли – народу»

Многие сыктывкарцы ежедневно проходят мимо двух масштабных работ художника Сергея Добрякова. Это не просто картины, а гигантские мозаичные панно на стенах зданий. Первая его работа находится на фасаде Института биологии Коми научного центра с надписью «Богатство земли – народу. Достижения науки – человеку». Кстати, это вообще первая мозаика на здании в Сыктывкаре. Панно художника со сценами праздника оленеводов также можно увидеть на торце жилого дома №17 по улице Куратова. В этом доме проживал сам мастер Добряков.

Его талант был воистину многогранен. На выставке впервые собрано наследие Добрякова из фондов галереи, Нацмузея Коми, республиканского Музея истории МВД, Геологического музея имени Чернова, галереи «Пейзажи Севера», а также его произведения из частных коллекций.

На выставке можно увидеть много работ, посвящённых рекам и катерам: «К новому месту работы» (1953), «В непогоду на сплаве» (1955), «Смена» (1961), «Затон» (1978), «Печорский рейд» (1985) и многие другие.

В 1970-е годы художник вместе со своей женой Галиной вручную создавал масштабные гобелены из отбеленной и крашеной пеньки. Это был первый опыт создания художественных гобеленов в республике. На выставке представлены десять гобеленов.

На Западном фронте

Часть работ посвящена Великой Отечественной войне, на которую художник был призван сразу после окончания школы – в августе 1942 года. После курсов Велико-Устюжского пехотного училища в феврале 1943-го его отправили на Западный фронт. Почти сразу же новобранец получил осколочное ранение в грудь. После госпиталя он попал в 1551-й зенитный артиллерийский полк. Часть, в которой он служил, была прикомандирована к известной французской эскадрилье «Нормандия-Неман». С ней он прошёл до конца войны, который встретил в Кенигсберге.

Воспоминания художника о военном времени легли в основу цикла, состоящего из живописных и графических произведений. На выставке можно увидеть картину «На русской земле», запечатлевшую сцену прощания лётчиков со своим погибшим однополчанином. После Победы ещё два года Добряков служил чертёжником штаба 65-й Артиллерийской дивизии, которая была расквартирована в Польше, и оформлял армейские клубы.

В апреле 1947 года его демобилизовали. Помимо медали «За боевые заслуги», у Добрякова были медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За взятие Кенигсберга», а также польская медаль «Победы и Свободы».

Оформление детских книг

В Сыктывкаре начинающий художник оформлял экспозиции в Республиканском краеведческом музее. К середине 1950-х годов относится начало сотрудничества Добрякова с Коми книжным издательством: он работал над книгами Александра Рекемчука «Берега», Анатолия Знаменского «Ухтинская прорва», детскими изданиями. Добряков оформлял книги Ивана Изъюрова, Серафима Попова, Владимира Тимина, Геннадия Юшкова, Геннадия Федорова, Нины Куратовой и других коми писателей.

В 1955 году художник впервые побывал в творческой командировке в Заполярье. Теме Севера посвящены картины «На земле предков», «Север. Праздник», «Коми охотники», «Встречающие», «Дороги геологов», «Красные партизаны».

Первая мозаика в Коми

В 1958-м он стал членом Союза художников Коми АССР. Он не смог получить художественного образования – помешала война, но благодаря своим способностям, упорству и трудолюбию, стал настоящим профессионалом в изобразительном искусстве. Он занимался станковой и монументальной живописью, мозаикой, декоративно-прикладным искусством. Он создал первую мозаику в республике, он был автором первых в республике гобеленов.

В конце 1950-х годов Добряков начал делал мозаики. Первую его мозаику «Лесоруб» представили на республиканской выставке в 1961 году. Потом были «Домна Каликова», «Пастух-оленевод», «Победа», «Северные игры», «Шахтёр» и «Ленин».

Справка КП

Один из первых профессиональных художников Коми АССР Сергей Добряков родился 8 октября 1924 года в селе Вомын Корткеросского района. В середине 1920-х годов Добряковы переехали в Сыктывкар, где Сергей поступил в среднюю школу № 2, посещал изостудию. В семье рос старший брат Борис, сестра Раиса и сёстры-близнецы Вера и Надежда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Гармония с природой севера»: яркими впечатлениями о Сыктывкаре поделился создатель портретов городов России Кирилл Соловьёв

Автор портретов городов России отметил годовщину создания проекта в Сыктывкаре (подробности)