Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+23°
Boom metrics
Общество5 июня 2024 10:00

Отголоски величия древних богов: как дохристианские верования финно-угров повлияли на современность

Кому поклонялись коми до принятия христианства
В последнее время возрождаются и традиционные верования: шаманизм, анимизм и культ предков.

В последнее время возрождаются и традиционные верования: шаманизм, анимизм и культ предков.

Сегодня большинство финно-угров – христиане. Российские – православные, эстонцы, финны и западные саамы – лютеране. Венгры – большей частью католики, прибалтийские народы – протестанты. Пожалуй, только часть марийцев сохранила древнюю веру. Недаром их называют последними язычниками Европы. В последнее время возрождаются и традиционные верования: шаманизм, анимизм и культ предков.

Утка-мама у коми

Коми, благодаря миссии просветителя Стефана Пермского, начали принимать христианство в XIV веке. А сегодня древние боги стали частью мифологии, фольклора и культуры народа. Верховное божество коми – демиург Ен, ему противостоит Омӧль (у коми-пермяков – Куль). Согласно одному из космогонических мифов, Ен и Омӧль вылупились из двух яиц, снесённых уткой в первичном океане, куда упали ещё четыре яйца. Утка-мать попросила сыновей достать яйца и разбить их о её тело. Сама она поднялась в воздух и, бросаясь вниз, разбилась о воду. Ен сотворил землю из одного яйца на теле матери, из другого сделал себе помощников. Омӧль создал луну и злых духов из двух других яиц.

Даже после принятия христианства коми долго сохраняли веру в низших духов: лешего Вӧрсу, водяного Васу, домового Олыся. Также имели представления о нескольких душах человека: отделяемой душе Лов и двойнике-призраке Орт. В особом почёте были деревья, в первую очередь берёза и ель, а из животных – медведь. Кроме того, у каждого рода были ещё свои тотемные животные или растения.

Неоязычество финнов и эстонцев

В XX веке у многих народов появилось неоязычество: в Финляндии и Эстонии – в начале столетия, в России – в 80-х годах. В Эстонии это Таарауск – вера в бога Таара. Одновременно там развивается Маауск – поклонение низшим богам, природе и земле. Последователи обоих движений объединены в общественную организацию «Маавалла кода». По данным переписи населения 2021 года, таара-верующими себя считали 1770 жителей Эстонии.

Возрождение язычества в Финляндии началось с движения Уккоуско – веры в бога Укко. Но и до этого языческие традиции существовали бок о бок с официальным лютеранством в стране. Финские неоязычники свято хранят множество нетронутых природных мест, лесов, родников и скал. В 2014 году в Финляндии была зарегистрирована первая неоязыческая организация «Кархун канса» (Народ медведя).

Финская исконная религия является политеистической, с пантеоном многочисленных божеств. Главное божество – бог неба и грома Укко, его жена Акка – богиня плодородия. Имена других богов – Ахти, Миеликки, Илмаринен, Лоухи, Лемминкяйнен, Вяйнемёйнен – знакомы нам по карело-финскому эпосу «Калевала». Религия также включает в себя элемент поклонения предкам.

Пазы и азоры мордвы

Христианизация мордвы (мокша и эрзя) была завершена в XVIII веке. Последнее общенациональное моление (озкс) в селе Чукалы войска разогнали в сентябре 1629 года и вырубили священные рощи (керемети). Многие язычники бежали на Урал и в Заволжье, поэтому в диаспоре верования сохранились лучше, чем в Мордовии. В начале XIX века в нынешней Нижегородской области произошло последнее языческое восстание под руководством Кузьмы Алексеева, прозванного «Мордовским богом Кузькой».

У современных эрзян почитается верховный бог-творец Инешкипаз и сохраняются представления о подземных, земных и небесных божествах (паз) и духах (азор): боги солнца Чи паз, грома Пурьгине-паз и молнии Ендол паз, бог земли Масторава. Выделяются образы праматерей (ава): жилища, двора, хозпостроек, леса, воды, ветра, огня, покровительницы полей и плодородия. Почитаются предки (покштят бабай) и полулегендарные мордовские цари-инязоры. Носителем зла считается шайтан.

Однако среди эрзян даже в сельской местности практически не осталось «чистых язычников». Поэтому религиозное возрождение носит характер реконструкции. Первое общественное моление с жертвой быка и птицы Инешкипазу прошло в 1991 году в лесу у деревни Тавла. В дальнейшем такие моления стали совершаться регулярно в начале лета и осенью в деревне Ташто. Восстанавливается институт жрецов и жриц, первой была провозглашена Маризь Кемаль. В 2004 году глава Мордовии издал указ о присвоении общереспубликанскому молению «Раськень Озкс» государственного статуса и обеспечении его бюджетным финансированием.

Этническая религия мокшан – мокшень кой. Главным владыкой Вселенной, творцом всего сущего выступает Шкай или Шкабаваз (Творец), обитающий на небесах. Его противник – Идемявозь.

Культ предков карелов и саамов

Верующие жители Карелии в большинстве своем исповедуют православие. Массовое крещение прошло ещё в 1227 году. Но даже после карелы оставались верны языческим традициям. Они продолжали поклоняться стихийным силам природы, верили в очистительную силу огня, подчиняли свою жизнь лунному циклу. Язычество среди карел преобладало до конца XVI века, но и после этого народ принял христианство в лучшем случае наполовину.

Среди значительной части населения Карелии, в особенности саамов, до 1920-х годов сохранялось язычество в форме шаманизма. Сейчас известен культ деревьев, огня (почитание домашнего очага). Роль святилищ, в которых совершались обряды, выполняли священные рощи и каменные культовые комплексы – сейды. Последние являлись для саамов вместилищами душ умерших.

К сейдам в священную рощу урочища Пигалахта на Водлозере для совершения языческих ритуалов саами приезжали до начала 1950-х годов. До 1940-х годов почиталась скала в урочище Красная Щельга, к которой приходили карелы, чтобы вырезать на ней изображение больного органа, свою фамилию либо личный фамильный знак. Сейчас кондопожские карелы почитают рощу на острове Махосаари на озере Селецком, приезжают с жертвенными подарками для молитвы.

Свадьба поля удмуртов

В Удмуртии можно выделить две линии неоязычества. Одна развивается в селе, где наблюдается преемственность с традиционными дохристианскими верованиями, которые никогда здесь полностью не исчезали. Вторая более характерна для города, где местная интеллигенция фактически конструирует новую религию. Первым торо (жрецом) удмуртской языческой общины был избран народный художник Удмуртии Семён Виноградов. Первый общереспубликанский праздник «Гербер» был проведён в деревне Кузебаево в 1992 году. С тех пор он проводится ежегодно в июне, то есть после пахоты, в различных деревнях Удмуртии и включает ритуальное моление «Бусы сюан» (Свадьба поля) с жертвоприношением барана.

Три сферы хантов и манси

Исконные верования хантов и манси – это сложное переплетение мифов, ритуалов, магии, тотемизма, шаманизма и различных культов, связанных, прежде всего, с охотой и рыболовством. В их основе лежало древнее представление о трёх сферах мироздания, населённых многочисленными духами и богами. В верхней сфере – белой и ритуально чистой – вечно господствует верховный бог Торум, растёт священный лес и т.д. В средней бело-чёрной сфере живут люди, звери и духи, а жизнь и смерть сменяют друг друга. В нижней чёрной сфере царит зло и обитают мертвецы. Там правит Куль Отыр, противник небесного Торума.

После христианизации ханты и манси соотнесли персонажей новой религии со своими исконными богами: Иисуса Христа – с Мир-сусне-хумом, бога отца – с Нуми Торумом.

Священные рощи марийцев

Марийцы считаются единственным народом в Европе, который сохранил до нашего времени в неизменном виде веру предков. Марийская религия основана на поклонении силам природы, которые человек должен чтить и уважать. До распространения монотеистических учений они поклонялись многим богам, признавая при этом главенство Ош Кугу Юмо, защищающего от зла и тьмы.

Согласно мифам, Кугу Юмо поссорился с людьми из-за их непослушания, и тогда в мир людей явился его младший брат, злой бог Керемет, а вместе с ним – несчастья и болезни. Кугу Юмо постоянно сражается за души людей с Кереметом, который натворил столько бед, что добрый бог сослал его в подземный мир. Керемет всё равно не успокоился, а когда у Кугу Юмо родился сын, убил племянника и разбросал части его тела в мире людей. Там, где упала мёртвая плоть, тут же выросли берёзы и дубы.

Именно в этих священных рощах (кӱсото), которых в Марий Эл несколько сотен, марийцы устраивают свои капища и молятся родным богам. Здесь нельзя рубить деревья, курить, ругаться и лгать, использовать землю, строить линии электропередач и даже собирать ягоды-грибы. Царское, а затем советское правительство всячески боролось с проявлением марийского язычества. Но сейчас эта древняя религия признана официально, и никто не препятствует сборам в рощах для молитв.

Больше половины марийцев сегодня признают себя язычниками и регулярно участвуют в обрядах, религиозных ритуалах, массовых молениях, которыми руководят карты – жрецы, издают и распространяют религиозную литературу, воспитывают и обучают подрастающее поколение.