Вышел в свет свежий номер журнала \"КП-авиа\". Прочтите одну из его публикаций: историю создания главного символа приполярной Инты - водонапорной башни.Кирпичная водонапорная башня по праву считается главной достопримечательностью города Инты. Возвели 54-метровую башню в 1954 году в непривычном для советской эпохи архитектурном готическом стиле. Долгое время она служила по своему прямому назначению – обеспечивала водой горожан, а последние четыре года в башне работает Музей политических репрессий.Место, обильное водойИнта – довольно молодой город. Он был основан в 1932 году на месте открытых в начале прошлого века на территории нынешнего Интинского района больших залежей угля. С 1940 года началось промышленное освоение Интинского угольного месторождения и на берегу реки Большая Инта был образован поселок. Кстати, слово Инта в переводе с ненецкого языка значит «место, обильное водой». Добыча угля началась в 1943 году, и в том же году первый состав с интинским углем был отправлен в осажденный Ленинград. 4 октября 1954 года Инта получила статус города.В том же году над городом гордо поднялась башня из красного кирпича. Ее строительство началось в мае 1953 года, а завершилось в «красный день календаря» 7 ноября 1954 года. Разработкой проекта башни занимались архитектор И. Райский и инженер Б. Аленцев. Чертежи верхнего оформления башни и чертеж шпиля разработал И.А. Хоменко. В проектировании участвовал талантливый художник политзаключенный Инталага Артур Густав Тамвелиус. Шведский архитектор-художник и придал башне столь изысканный европейский вид.Высота башни вместе со звездой составляет 54,5 метра, и ее видно из любой точки города. Башня напоминает старую крепость – она сложена декоративной цветной кладкой красного и желтого кирпича, имеет высокие окна и зубчатые края. Облик башни дополнен десятиметровым ажурным металлическим шпилем с раскрытыми лепестками, напоминающими лотос, из которого поднимается пятиконечная звезда.В 1982 году исполком Интинского горсовета утвердил герб города, на котором помещено изображение башни. В 2000 году сооружение получило официальный статус республиканского памятника истории и культуры. В 2011 году она была реконструирована, так как находилась в аварийном состоянии. С 2012 года башня является структурным подразделением краеведческого музея. На первых двух ярусах башни обосновался музей политических репрессий. Официальное открытие музея прошло 4 октября 2014 года.Вавилонская башняБашню строили одиннадцать с половиной тысяч человек. В основном это были заключенные Инталага и Минлага. Так как на строительстве работали представители разных национальностей, которые говорили на разных языках, то возводимую башню назвали Вавилонской. Интинская башня по-своему уникальна – это первое здание такой высоты, построенное в условиях вечной мерзлоты, к тому же прямо на артезианской скважине. По первому проекту водонапорная башня должна была стать банальным архитектурным строением в виде металлической бочки, как и все водокачки страны. Но чертежи проекта увидел политзаключенный Артур Густав Тамвелиус. Он сказал, что такие башни можно строить только на товарных станциях для заправки водой паровозов, и попросил дать возможность переделать проект.О судьбе Тамвелиуса в своих воспоминаниях упомянул бывший интинский политзаключенный Дмитрий Санин:«С 1946-го по 1948-й год Тамвелиус работал главным художником-декоратором Центрального клуба в Инте. Я часто бывал в этой мастерской, тем более что Артур никогда не возражал против моего присутствия. Он был лет на двадцать старше меня. Его тактичность и приветливость действовали на меня успокаивающе.Я рассказал ему свою печальную историю, а он поведал мне свою. Оказывается, он был арестован за шпионаж. Артур родился и воспитывался в семье обеспеченных родителей-шведов. С раннего детства очень любил историю, музыку, театр, увлекался живописью, архитектурой. Незадолго до войны 1941 года родители отправили его в творческую поездку по Европе. Все, что он видел в Италии, Испании, Франции, Греции, он заносил в альбомы. Делал карандашные наброски, эскизы, чтобы, вернувшись домой, написать по ним картины. Приехал он и в Советский Союз. Однажды его задержали за то, что он якобы хотел срисовать железнодорожный мост через какую-то речушку. Просмотрели все его альбомы. Там и в помине не было этого злосчастного моста. Но чем горячей Артур доказывал свою непричастность к шпионажу, тем с большим недоверием относились к нему чекисты… Так он попал в Инту. Мне запомнились прекрасные декорации Артура к «Цыганскому табору», «Паяцам», «Роз-Мари», множеству драматических спектаклей. Помню великолепные декорации к спектаклю 1948-го года «Остров мира» с небоскребами, движущимся транспортом, бегущими рекламами в ночном городе. Под руководством Артура Густавовича работали художники Глобов Володя из Одессы и Гасел Ахвердиев – азербайджанец. Мы его звали Хасаном, в честь озера…Оклеветанные и преданные забвениюВ последний раз я видел Артура в конце 1954 года. Я шел по деревянному тротуару мимо Центрального клуба. А по дороге в это время вели колонну заключенных с номерами на бушлатах. Среди них я вдруг увидел Артура и крикнул:– Артур! Здравствуй.– Здравствуй, Митя! Ты уже освободился? А я все еще в минлаге. Вот идем строить нашу водонапорную башню. А что будет дальше – не знаю. Но ты чувствуешь, что все меняется к лучшему?Позднее я узнал, что в одном строю с ним шли строители башни, в прошлом известные люди, оклеветанные и преданные забвению. Ни один кирпич башни не клали без контроля Артура. В свое последнее творенье он вкладывал всю душу, без конца повторял: «Эта башня будет нашим памятником!». В начале 60-х воздушные стебли ажурного шпиля заменили неуклюжей звездой. Замысел Артура был нарушен. К счастью, он этого уже не узнал. До сих пор, когда я вижу старые снимки башни, я мысленно повторяю: «Это башня Артура – памятник тысячам несчастных, не доживших до наших дней».После освобождения Тамвелиус уехал в Швецию. В наследство от родителей он получил небольшой завод аккумуляторов для автомашин. Однажды, после обеда, он отправился на завод. Вечером он домой не вернулся. На заводе после обеда его тоже не было. Его нашли в садике собственного дома. Он умер на скамеечке. Ему было всего 50 лет».Из документов известно, что в 1956 году Тамвелиус был переведен из Инты в мордовский Дубровлаг, в том же году освобожден, после чего переехал в Швецию. Спустя три года архитектор умер, был реабилитирован в 1991-м.О строителях башни оставил воспоминания другой политзаключенный – Григорий Мишин: «Бригадиром был М. Коган – бывший замминистра автомобильной промышленности СССР, подносчиками воды – бывший замминистра связи СССР Г. Фортушенко и известный музыковед, друг Д. Шостаковича – Д.А. Рабинович, подносчиками глины – бывший знаменитый футболист Александр Старостин и одесский ученый, профессор Г. Кит. Подносчиками готового раствора были автор этих строк и бывший генерал-майор Г. Куприянов в порванном генеральском кителе, без пуговиц, но в генеральских брюках с лампасами. На ногах у него были чуни из автомобильной покрышки, на голове – рваная солдатская пилотка».Послание потомкамШпиль башни изначально венчал тюльпан, но в 1957 было принято решение заменить его на пятиконечную звезду. Шар основания шпиля был сброшен, а в нем была обнаружена капсула с посланием потомкам, которую вложили туда заключенные Тамвелиус и Ефман. Участвовавший в работах по переделке шпиля бывший заключенный, непосредственный участник строительства башни Борис Холостов взял капсулу и хранил у себя дома, а в 1991 передал в Интинский краеведческий музей. В том, что письмо написано рукой Тамвелиуса, Холостов не сомневался – прораб хорошо знал почерк архитектора.«Когда меняли иглу шпиля на звезду, шар из основания шпиля был снят, – вспоминал он. – Я подобрал его, изъял содержимое и хранил все эти годы. Капсула имела цилиндрическую форму, вокруг которой размещены небольшие фотографии и несколько записок. Все это было обвернуто газетами, калькой, фольгой, обмотано изолентой и облито черной смолой».В послание потомкам Артур Тамвелиус, плохо знающий русский язык, написал (орфография и пунктуация сохранены): «Строители водонапорн. башня участники вся заключенные Которые суденны 10 до 25 лет принудительн. труда 60–70% заключенных пасажена без суда, перед военные, военные и послевоенные время, (1941–45) Вся заключенные разных нации и разных стран. Ст. прораб: Берюков (русский) Архитектор: Тамвелиус (швед) Ст. инженер: Мустафин (татар) Десятник: Герберт-Шнитд (немец) Десятник II: Волошин (поляк) Нач. сан. тех Монтаж Ефман (еврей) Каменщики: литовцы Цементн. изделии: эстонцы Арматура: белоруссы Водопровод: немцы Отопление: венгерцы Свет: литовцы Кирпич: из кирпичн. заводе где большество украинцы Бетон: из бет. заводе где большество литовцы Столярка: из дерево. обдел. комбината док. эстонцы Вся шахты — центр поселок, запатн, – южный, – восточный селхоз, эл. станции и пр. устроина силам заключеннами из начала 1941 до сегодняш. дня окт. 1954 год. Пос. Инта Коми АССР (Начальник лагеря — полковник Козлов из 1948—1954) Вся документы установленно без разрешение. На память дального будущего. Просите нас!!!»Сейчас часть материалов, хранившихся в капсуле, экспонируется в Интинском краеведческом музее на стенде, посвященном строительству башни.Музей респрессийМузей открылся 4 октября 2014 года в день 60-летия города. В экспозиции первого яруса можно увидеть подлинные предметы быта и личные вещи заключенных – первостроителей Инты и башни, узнать о судьбах политзаключенных: архитекторов, проектировщиков, строителей. Дополнением к экспозиции является интерактивная карта современного города. На втором этаже музея расположена фрагментарная реконструкция жилой среды отдельного лагерного пункта: сторожевая вышка, кабинет начальника лагеря, барак для заключенных. Дополняют экспозиции фотографии улиц и отдельных зданий Инты периода 40-60-х годов и фотопортреты политических лидеров страны и руководителей Инты периода политических репрессий.Ещё больше материалов из свежего номера журнала «КП-авиа» читайте здесь