2018-07-02T05:11:09+03:00

Пела и плясала! Свадебная обрядность коми-зырян

Из семейных праздников коми наиболее широко отмечалась свадьба
В прошлом свадьба у коми крестьян длилась 2-3 недели и включала в себя сватовство, рукобитье, девичник, венчанье в церквиВ прошлом свадьба у коми крестьян длилась 2-3 недели и включала в себя сватовство, рукобитье, девичник, венчанье в церквиФото: Из открытых источников
Изменить размер текста:

Свадебный обряд превратился в величавое действо со своей последовательностью ритуалов. Их соблюдение должно было обеспечить гармонию земных и небесных законов в жизни молодых. Как удивительно это происходило, расскажет журнал «КП-Авиа».

По рукам!

По сохранившимся метрическим книгам Троицкого собора (а самая ранняя книга датирована 1834 годом) видно, что в Усть-Сысольске игралось до сорока свадеб в год. На зимние месяцы приходилась примерно половина, если не больше, всех браков. Это и не удивительно – зимние месяцы у мещан-земледельцев, составлявших большую часть горожан, были самыми свободными. Все зимние браки заключались либо в январе, либо в феврале. Спрашивается, чем хуже был декабрь? Дело в том, что на него приходится рождественский пост, а в посты церковь запрещала играть свадьбы.

В прошлом свадьба у коми крестьян длилась 2-3 недели и включала в себя сватовство, рукобитье, девичник, венчанье в церкви, пир в доме невесты и в доме жениха в день венчанья, укладывание молодых спать, послесвадебное испытание молодых, посещение молодыми родителей невесты.

Главными действующими лицами свадьбы были жених «верöс пу» и невеста «гöтыр пу», вокруг которых и разворачивалась «свадебная игра» (свадьба ворсöм, кöлысь). Наиболее сложной являлась роль невесты, требовавшая основательной, а главное длительной подготовки. Прежде всего, это касалось свадебных нарядов, подарков, которые девушка, как правило, изготавливала сама, причем задолго до свадьбы. Кроме того, невеста должна была знать причитания и уметь их исполнить, поскольку само причитывание (лыддьöдöм) требовало определенного актерского мастерства.

Первым свадебным обрядом было сватовство. В дом невесты приходили сваты – обычно родители или крестные жениха, и в иносказательной форме («у вас есть товар, у нас – купец») просили согласия невесты и ее родителей на брак. В конце XIX – начале XX веков уже очень редки были случаи, когда родители решали вопрос о браке, не спрашивая мнения детей. Обычно бывало так: парень и девушка сами договаривались о браке, а затем спрашивали согласия родителей. Формально их слово было решающим. Прежде чем дать согласие, родители наводили справки о хозяйстве будущих родственников, характере невесты. Ведь в представлении устьсысольцев брак был весьма серьезной хозяйственной сделкой. Семья жениха получала новую работницу, да еще приданое. И только после такой «разведки» родители давали согласие идти сватать.

Главными действующими лицами свадьбы были жених «верöс пу» и невеста «гöтыр пу» Фото: Из открытых источников

Главными действующими лицами свадьбы были жених «верöс пу» и невеста «гöтыр пу»Фото: Из открытых источников

Если сватовство кончалось удачно (что было далеко не всегда), то через некоторое время в доме невесты устраивали рукобитие. В гости приезжали жених и его близкие, привозили угощение. После подтверждения согласия на брак устраивался праздничный вечер, на котором будущие родственники договаривались о дне свадьбы и о размерах приданого. Оно было весьма приличным. Кроме одежды, перины и тому подобных вещей, в него входили корова или несколько овец, иногда до десятка возов сена и определенная сумма денег. Размеры приданого менялись в зависимости от достатка семьи. Но свадьбы без приданого были очень редки, только у самых бедных семей.

Хлеб да соль

Накануне свадьбы, которая устраивалась в течение месяца после рукобития, в доме невесты собирались ее подруги, друзья жениха на девичник. Это был вечер, когда невеста прощалась с родительским домом. Жених приезжал на девичник позже, привозил подарки.

Перед свадьбой невеста мылась в бане. Сопровождала ее крестная (вежань) и лучшая подруга. Они же и мыли невесту мылом, подаренным женихом. После бани – обряд заплетания косы. Невеста поет песню:

«Роч месаньöй, да муса чойöй,

Пывсьы да мыссьы,

Тэ сынав, да мольöд, да эн пакмöд.

Веськыд сой вылад узьтöдлы»

«Русская хозяюшка, дорогая сестра,

Парься, да мойся,

Ты расчеши, да расправь косу,

Пусть спит она на правом плече».

В день свадьбы жених с родными и друзьями приезжал за невестой. В дом его сразу не пускали, требовали выкуп, и только после того, как жених через «дружек» откупался спиртным и деньгами, он мог войти к невесте.

Из дома невесты свадебный поезд направлялся в церковь, где проводилось венчание, церковная регистрация брака. Возглавлял свадебный поезд и руководил обрядовыми церемониями дружка. У коми-зырян место дружки занимал колдун («видзысь», смотритель), в обязанности которого входило не только руководство церемониями, но и охрана брачующихся от воздействия злых сил. В некоторых местах поезд замыкал особый персонаж пон бöж кералысь «отрубающий хвост собаке».

После венчания все ехали в дом жениха, где молодых встречали родители жениха хлебом-солью. При входе молодых в дом их обсыпали зерном: считалось, что это обеспечит достаток в доме, много детей. После этого все садились за праздничный стол. Когда свадебный пир был еще в разгаре, молодых отправляли на холодную половину спать. Их провожали дружка и сваха, приносили им угощение.

Свадебный пир продолжался и на следующий день. На нем гости устраивали невесте шуточные испытания: например, нарочно кидали на пол мусор, мелкие монеты, а молодая жена должна была подметать и при этом не сердиться, иначе гости подумают, что у нее сварливый характер. Во второй день происходило взаимное одаривание подарками.

Через несколько дней после свадьбы молодые приходили в дом родителей молодой жены, приносили им подарки. Их встречали угощением.

Похищенная невеста

До 30-40-х годов ХХ века у народов коми сохранялись три основных формы заключения брака: свадьба с приданым, свадьба с калымом и свадьба с похищением. Брак умыканием был достаточно распространенным явлением еще в 1920-1930-х годах. Похищение девушки могло быть совершено с ее согласия или насильственно. В первом случае причиной могло служить близкое родство (до 6-7 колена) молодого человека с родом девушки, его бедность или же нежелание родителей девушки породниться с его семьей. Похищение девушки могло быть согласовано с родителями девушки и диктовалось экономическими соображениями: свадьба, таким образом, проходила без больших затрат.

Насильственное похищение девушки происходило в том случае, если у жениха было мало шансов ее высватать: жених был старше невесты, малознаком ей, беден или просто не нравился. Кроме того, умыкание невесты считалось признаком особого молодечества жениха и негласно поощрялось обществом.