Премия Рунета-2020
Сыктывкар
0°
Boom metrics
Звезды19 апреля 2021 6:45

В Сыктывкаре при полном аншлаге прошли премьерные показы балета «Яг-Морт»

Современное прочтение: экологический аспект, ведущая роль женщины, эффектная сценография [фоторепортаж]
Ирина САМАР
Образ владыки пармы стал более сложным, многогранным и притягательным. Фото Леонида Войтенко.

Образ владыки пармы стал более сложным, многогранным и притягательным. Фото Леонида Войтенко.

В республиканском Театре оперы и балета в рамках XXXI Международного фестиваля оперного и балетного «Сыктывкарса тулыс» имени И.П. Бобраковой состоялась премьера новой, уже пятой по счету редакции балета Якова Перепелицы «Яг-Морт». Театр представил совершенно новое прочтение произведения – от самой концепции до хореографии и визуального решения.

Премьерные показы первого коми национального балета, написанного в 1961 году, прошли 17 и 18 апреля при полных аншлагах и с восторгом встречены зрителями.

Два премьерных дня прошли при полных аншлагах. Фото Наталии Кравченко.

Два премьерных дня прошли при полных аншлагах. Фото Наталии Кравченко.

Сама парма, дающая жизнь

Прежде существовавшее либретто Геннадия Тренева получило редакцию балетного критика и продюсера компании «Росконцерт» Екатерины Ширяевой – уроженки Коми, ныне москвички. Она отмечает, что время написания балета «было эпохой покорения человеком природы, освоения земных богатств, подчинения себе стихии земли и неба. Человек не просто осваивал лес, но был его завоевателем и победителем. Прошло 60 лет, и все кардинально изменилось: теперь лес нуждается в защите и бережном отношении. Одна из острейших проблем современного мира – защита природы и экология цивилизации. Единственный национальный балет экореспублики не может не откликнуться на актуальную сегодня тему бережного отношения к природе».

Фото Леонида Войтенко.

Фото Леонида Войтенко.

Так, в сюжете новой постановки «изменяется полюс основного конфликта «человек и лес», меняются понятия положительного и отрицательного начала, образы ключевых персонажей. В новой редакции Яг-Морт – не злобное лесное чудище, которого боятся и ненавидят люди, это сам лес, парма, которая дает человеку жизнь». Если прежняя история была о том, как злой и страшный Лесной Человек утащил в своё логово молодую жену и мать Маду, оставив её крошку-дочь Райду с отцом Оксой, то в нынешней версии охотник Оксор (имя персонажа изменилось) нарушил старинный кодекс охотника, по которому нельзя хвастаться добычей, и в возмездие за это Яг-Морт, по наущению своей подручной колдуньи Ёмы, его похитил.

Фото Леонида Войтенко.

Фото Леонида Войтенко.

Любовь — не страсть, а трагедия

Далее фабула действа развивается, как и прежде: Райда вырастает и становится невестой молодого, сильного охотника Тугана, Яг-Морт похищает и её. Но в новой редакции его чувства к Райде – уже не тупая полуживотная страсть. Образ владыки пармы стал более сложным, многогранным и притягательным: Лесной Человек остался грозным и порой опасным, но в то же время он по-своему беззащитен, уязвим. «Он – существо не мира людей, и его любовь к Райде – трагедия. И Райда теперь – не просто очередная жертва лесного демона, но его единственная и недосягаемая возлюбленная, – отмечает автор новой редакции либретто. – В «Яг-Морте» в лучших традициях романтического балета сталкивается два мира: земной, человеческий и «потусторонний» – мир леса».

Фото Леонида Войтенко.

Фото Леонида Войтенко.

Кардинально изменён и финал. Во всех прежних постановках Туган в стремлении вызволить невесту убивал лесное чудище. В нынешней он также стремится это сделать. Но в последний момент Райда, чуть не став жертвой Яг-Морта, но сумев понять его роль в сохранении пармы, останавливает жениха. Признавая мудрость девушки, Туган сотоварищи отступают. И Яг-Морт, понимая невозможность своей любви к Райде, отпускает её, а также пленённого «12 зим» назад её отца Оксора и многих других похищенных им людей. Туган и Яг-Морт кланяются друг другу и заключают договор о мирном сосуществовании жителей деревни и хозяина леса, в почитании законов жизни и бережном отношении к парме.

Фото Леонида Войтенко.

Фото Леонида Войтенко.

На первый план

Так в новой постановке женские персонажи стали значимее мужских. Хореограф-постановщик спектакля из Москвы Александр Рюнтю накануне премьеры отметил: «Современная тенденция такова, что женские персонажи более разнообразны. Сегодня в любом фильме или книге женщина выведена на первый план, и в Яг-Морте три основные персонажа – женщины: Ёма (главная провокаторша всех событий истории – Авт.), Мада, Райда, вокруг них и вращается сюжет. Мужчины, Яг-Морт и Туган – самостоятельные персонажи, они действуют и развиваются, но при этом ведомые».

Фото Леонида Войтенко.

Фото Леонида Войтенко.

Сюжет новой постановки стал заметно богаче, неоднозначнее, многоплановее, в нём появилось много деталей, не присутствовавших ранее. Современный зритель видит, как росла Райда, как зарождалась их с Туганом любовь. Сцены быта людей тоже стали подробнее: тут и ижемский праздник Луд, и широкие пояса, которыми ухаживающие за девушками парни символически укрывают своих избранниц (как и было в коми традиции), и танец с чипсанами, сигудки и гармони, и банный день; действие происходит то зимой, то летом. В балете также активно задействованы хор театра, детская студия классического балета при театре под руководством Натальи Супрун и студенты хореографического отделения Гимназии искусств при Главе РК. Костюмы стали еще красочнее и ближе к народным благодаря появившимся в них узорным гетрам, берестяным и кожаным очельям, многим другим деталям.

Фото Леонида Войтенко.

Фото Леонида Войтенко.

В современной аранжировке

Заметно богаче стала музыка балета: благодаря кропотливой многомесячной исследовательской работе дирижёра-постановщика спектакля Романа Денисова с авторскими рукописями «Яг-Морта», восстановлена большая часть фрагментов и открыты все купюры изначального нотного текста, многие фрагменты получили современную аранжировку. И, конечно, невероятную красоту, масштаб и современный вид постановке придаёт использование актуальных театральных технологий: видеопроекция, декорации, новые световые решения, дополненная реальность, режиссерские и хореографические приемы классического и современного балетного театра.

Фото Леонида Войтенко.

Фото Леонида Войтенко.

Художник-постановщик этого яркого и красочного спектакля – Юрий Самодуров, в оформление интегрированы и рисунки сыктывкарского этнофутуриста Юрия Лисовского, художник по свету – Нелли Сватова, создание мультимедийных декораций и видеоконтент – московская компания X.O. Studio.

Великолепны все актёрские работы: каждый артист был ярок, убедителен и получил свою долю зрительских оваций, поэтому хочется просто перечислить всех принявших участие в премьерных показах. Это Роман Миронов (Яг-Морт), Анастасия Лебедик (Райда), Ринат Бикмухаметов (Туган), Наталья Супрун и Анна Ткаченко (Ёмы в первом и втором составах), Василий Куратов (Оксор), Наталия Семичева (Мада) и Михаил Сергиенко (Рыбак). Браво!

КСТАТИ

В дни фестиваля в театре состоялся мастер-класс для артистов балета прима-балерины Мариинского театра, народной артистки РФ, обладательницы премий «Золотой софит» и «Benois de la Danse» Юлии Махалиной, а затем творческая встреча с ней и главным балетмейстером театра, заслуженным артистом РФ Андреем Меркурьевым. Юлия Викторовна посмотрела и первый показ балета. По признанию артистки, новый «Яг-Морт» ей очень понравился: и музыка, и её сценическое воплощение. «Я думаю, что эта премьера в Сыктывкаре – по-настоящему исторический день», – отметила прима танца. Невозможно не согласиться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Коми вернулись всеми любимые оперные певцы Алексей и Галина Петровы

Два года солисты работали в Чувашском театре оперы и балета (подробности)