Премия Рунета-2020
Сыктывкар
-7°
Boom metrics
Общество24 мая 2018 22:26

Суд над Романом Зенищевым: на деньги общака покупали машины для Павла Марущака и экс-заместителя прокурора Коми Вагиза Саттарова

Деньги на выборы собирали с предпринимателей
Экс-мэр Сыктывкара обвиняется в получении взятки в сумме 3,7 млн рублей, а также в получении материальной выгоды в размере свыше 10 млн рублей

Экс-мэр Сыктывкара обвиняется в получении взятки в сумме 3,7 млн рублей, а также в получении материальной выгоды в размере свыше 10 млн рублей

Фото: Алиса КОЗЛОВА

В Сыктывкарском городском суде продолжается допрос бывшего мэра столицы Коми Романа Зенищева, который обвиняется в получении взятки от транспортников, связанных с бывшим руководством Коми.

Подсудимый настаивает, что не мог получать взятку от первых лиц региона, поскольку между ними были неформальные финансовые отношения, которые касались выборов.

В ходе допроса адвокат Зенищева Антон Косырев просил рассказать своего подзащитного о том, как в республике проходили выборные кампании.

- Одним из направлений организации выборов было создание фонда. Кроме официального фонда поддержки партии и избирательного фонда, существовал еще фонд, о котором говорилось в другом судебном процессе с другими подсудимыми, - ответил Зенищев.

Он имел в виду «выборный бюджет» или «черную кассу» бывшего руководства Коми, которую вел бывший зампред правительства Константин Ромаданов. По словам Зенищева, стоимость избирательной кампании фонда составляла порядка 150-180 млн рублей в год, передает БНК.

- Это проекты, программы, работа политтехнологов, которых было более 100 человек. Организация их питания, проживания, зарплата, программа «Попади в десяточку». При формировании этого фонда мне было сказано: «Твоя доля — 40 миллионов рублей». Что такое 40 миллионов рублей? Это региональная часть, которая будет проходить в Сыктывкаре, и примерно 20 миллионов рублей - то, что должно было пойти на вопросы, к связаны с организацией выборного процесса, - перешел подсудимый на «птичий» чиновничий язык. - Откуда и чего — я тогда не понимал. Позже я понял, что, оказывается, я должен принести 20 миллионов рублей наличными.

По словам Зенищева, это для него было довольно сложно.

- Но, зная законы бизнеса, раз согласился — то уже назад не вернешь. Чтобы выполнить принятые вот таким образом обязательства, был продан магазин на улице Советской за примерно 12 миллионов рублей. Часть обязательств я перекрывал различными поручениями от самого Чернова. 12 миллионов я отдал Чернову. Спрашивать, откуда мне взять деньги, — глупо. Я бы получил ответ: «Ты — глава администрации, неужели не можешь договориться, чтобы тебе помогли друзья-предприниматели?». Официально я выступал, говорил, чтобы дали деньги на выборы. Собираемость официальных денег от предпринимателей была одна из самых лучших после Усинска. Собирали на проекты, которые у нас потом работали. Их было 20. Часть финансировалась из денег от предпринимателей, остальное я забирал из того бизнеса, который я в свое время передал отцу.

Адвокат попросил Зенищева рассказать про проект «Попади в десяточку».

- Это проект, направленный на повышение явки. Там Чернов (Алексей Чернов, бывший замглавы Коми — БНК) вложил свои деньги, Валерий Веселов, я вложил 2 млн рублей. Да, были такие взаимоотношения. Наличных денег тогда ходило столько! Особенно в 2007 году. Нельзя этого допускать. Наличные деньги — это отсутствие контроля.

- Вы говорили, что указания Чернова взаимозачетом выполняли, - набрасывал нужные вопросы адвокат.

- Я в итоге заплатил, в смысле передал Чернову тем или иным образом 18 млн рублей. Часть денег — так (наличными), часть — по-другому. Машина для Марущака (Павел Марущак, экс-начальник управления информации администрации главы Коми, фигурант «дела Гайзера» - ред.). Полмиллиона рублей для Родова (Анатолий Родов, бывший первый заместитель руководителя администрации главы Коми — ред.). Был куплен джип для бывшего первого заместителя прокурора республики Вагиза Саттарова.

По словам обвиняемого, с Черновым близко он знаком с 2005 года, не раз бывал на его днях рождения, знаком с его родителями. В 2007-2008 годах, когда выборные кампании шли одна за другой, они взаимодействовали практически ежедневно. Вместе работали в выборном штабе.

Зенищев настаивает, что у него были не те отношения, в частности с Черновым, чтобы просить о взятке.

Допрос экс-мэра продолжится 28 мая.

Напомним, Роману Зенищеву сейчас вменяется в вину получение взятки в размере 3,7 миллионов рублей и получении материальной выгоды в сумме 10 миллионов рублей за покровительство предприятиям, специализировавшихся на автобусных перевозках. По версии следствия, с 2006 по 2009 годы мзду ему передавали ежемесячно наличкой Валерий Веселов и его компаньоны, а затем в зачет транспортного долга градоначальнику через Полину Голованову передали в собственность несколько предприятий ЖКХ.

СПРАВКА КП

Экс-мэр Сыктывкара Роман Зенищев признан виновным в совершении ряда коррупционных преступлений и приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 1,1 миллион рублей.