В сыктывкарской школе № 18 дети с особым образовательными потребностями учатся вместе с обычными ребятами
Фото: Дарья ЮДИНА
Школа № 18 выглядит также как и многие другие. Здесь такие же длинные коридоры, где долго стоит гул от детских голосов, и множество кабинетов. Но её отличает то, что здесь обычные дети учатся вместе с 60 детьми с особыми образовательными потребностями. Из них у 35 детей инвалидность, у других — ограниченные возможности здоровья. Эти школьники ходят на уроки также как и их одноклассники, но на занятиях не только получают знания, но и тренируют усидчивость и умение общаться с другими людьми.
Педагог-психолог Екатерина Иващенко
Фото: Дарья ЮДИНА
Уроки-игры
Педагог-психолог Екатерина Иващенко помогает детям с особыми образовательными потребностями привыкнуть к школе и научиться общаться с другими людьми.
— С мальчиком, у которого расстройство аутистического спектра, я работала долго. Все началось с того, что он приходил ко мне, садился на диван, закрывал ушки и раскачивался. Теперь разговаривает с другими, - рассказала Екатерина Иващенко.
На её занятиях дети рисуют пальцами и смотрят мультфильмы. Такие занятия позволяют задействовать все виды восприятия: они дарят ребенку максимум ощущений, что создает условия для нормальной работы центральной нервной системы. Это важно, например, для ребят с задержками психического развития.
Класс, где учатся усидчивости
В школе есть класс, где как раз занимаются дети с задержками психического развития. Стандартный урок для них — мучение. Поэтому занятия у них длятся 20 минут, и детям на них позволено даже сползать под парту.
Занятия в классе у детей с ЗПР похожи на игру
Фото: Дарья ЮДИНА
- Педагог, который учит таких ребят, должен понимать, что у них есть определенные причины быстро уставать и не понимать все с первого раза. Это не капризы и плохой характер, а просто их отличия, объяснила учительница начальных классов Мария Бехт.
Урок рисования, который ведет учительница начальных классов Мария Габова, ребята проводят за одним большим столом, соединив две парты. На столе — кисти, краски, комки бумаги и альбомные листы.
— У меня не получается нарисовать веточку, — пожаловался один из мальчиков.
К нему тут же подходит Мария Бехт:
— Давай я поставлю палец, а ты доведешь линию карандашиком, - предложила она.
Мальчик справляется и берет уже в руки комок бумаги, окунает в краску и шлепает им по листу. Движения резкие, размашистые чувствуется, что ему непросто дается спокойное сидение на месте.
В перерыве он, как и одноклассники, вприпрыжку мчится по коридору. Педагоги напоминают о порядке и ребята возвращаются в класс, чтобы вернуть парты на место.
- Я стараюсь относиться к ним как и к обычным ученикам. Если нужно, могу быть строгой. Естественно, при этом учитываю их психические и психофизические особенности, - сообщила «вторая мама» особенного класса Елена Смычок.
Мария Габова, Елена Смычок, Мария Бехт - учительницы начальных классов
Фото: Дарья ЮДИНА
К пятому классу её подопечные должны сравняться со школьниками без особого статуса. Если этого не случится, то для них разработают другой образовательный маршрут: либо будут преподавать отдельно, либо снова соберут в один особенный класс.
В сенсорной комнате дети могут понырять в "сухой бассейн"
Фото: Дарья ЮДИНА
Чудо-комната
Сенсорная комната похожа на мечту школьника: она яркая, со множеством игрушек и техники. В ней проводят время три школьника: двое не видят вообще, а одного мальчика — частичная потеря зрения.
— У них занятия делятся на два блока: общеобразовательный и коррекционный блок. Второй блок включает в себя развитие умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики, коммуникативных способностей, разъяснила учитель-дефектолог Ирина Морозова.
Ребята с нарушениями в сенсорной комнате учатся ориентироваться в пространстве с помощью специального прибора
Фото: Дарья ЮДИНА
Ребята с нарушениями зрения в первой половине дня выборочно посещают обычные уроки вместе с обычными одноклассниками: например, коми язык, английский язык, окружающий мир, физкультура. После они работают в сенсорной комнате: «плавают» в сухом бассейне с шариками, чертят с помощью тактильной линейки, играют в шахматы на ощупь. Сенсорная комната оборудована всей необходимой техникой, часть которой подарила специальная библиотека для слепых имени Луи Брайля и члены всероссийского общества слепых.
— Так, у нас с тобой война. Наши государства подписали договор об огромной ссоре. Стой, ты съел ферзя вместо короля, так четвероклассники устанавливают свои правила для игры в шахматы.
Тихая игра в шахматы перерастает в шумный бой, фигуры падают на пол. Мальчики смеются и поднимают их, ощупывая пол у стола.
Дети установили свои правила во время шахматной партии
Фото: Дарья ЮДИНА
— Ребята без проблем со здоровьем относятся к моим подопечным как к обычным одноклассникам. Если долго не видели, обступают, рассказывают, что им интересного подарили родители: проговаривают, как вещь выглядит, — делится Ирина Морозова.
К выпускным классам дети с особыми образовательными потребностями в сыктывкарской школе № 18 подходят с таким же багажом знаний, что и их обычные одноклассники. В прошлом году Ирина Морозова выпустила девятиклассника с почти полной слепотой, который закончил обучение с четверками и пятерками. Сейчас он учится в техникуме.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Уроки — как лекарство от болезни. Кто и как в Сыктывкаре учит детей, которые попали в больницу
Мы узнали, как устроена школа при Детской республиканской больнице в Сыктывкаре, и почему обучение в лечебном учреждении нужно и важно (подробности)