Премия Рунета-2020
Сыктывкар
+4°
Boom metrics
Общество31 марта 2022 8:00

Воплощение порчи и злого духа: кто помогал чернокнижникам на Илыче жить в достатке и изобилии

Прислужники колдунов Коми жили в чуланах и возводили за ночь дома
Источник:kp.ru
В каждой деревне есть свой колдун.

В каждой деревне есть свой колдун.

Подготовлено по материалам книги краеведа Галины Уляшевой «Там, где течёт Илыч».

Иллюстрации Оксаны Ольшанской специально для журнала «КП-Авиа».

О колдунах ходили байки всегда и везде, нет ни одной глубинки в России, будь то Камчатка или Карелия, где не существовало хранителей темных сил. Тунныръяк, Корт-Айка, Еретнича из Синдора, которая общалась с Йиркапом, – много историй в нашей северной Коми были связаны с тунами (в переводе с коми – «знающие, колдуны»). И по Илычу ходили слухи о всесильных колдунах-чернокнижниках, которых местные побаивались, смотреть в их сторону не смели даже. Об их сверхсиле говорят и сейчас, ведь очевидцы – бабушки и дедушки, которые передали своим потомкам во всех подробностях то, что невозможно было объяснить.

Грехи нужно передавать

В Троицко-Печорском районе в верховьях реки Илыч в деревне Сарьюдин (ныне там никто уже не проживает) жил один такой старик, и силе его не было предела. Мужика звали Дарук Паш. Обладал он невероятной силой. И было у него в служении сорок чертей – мути, как называют их местные. Сказывали, что однажды мути за ночь построили по приказу Дарук Паша большой, добротный дом, а утром в доме уже топилась печь. Только люди старались обходить этот дом стороной. Лишь один мужик Семён не побоялся и зашёл к туну в гости. Колдун был стар, но чувствовалась в нём огромная сила. Мужчина был очень этому удивлён, даже позавидовал силе старого колдуна.

Дарук Паш при госте наложил полный таз рыбы и понёс в чулан, откуда доносились разные звуки, даже слышался какой-то грохот.

Дарук Паш при госте наложил полный таз рыбы и понёс в чулан, откуда доносились разные звуки, даже слышался какой-то грохот.

Дарук Паш при госте наложил полный таз рыбы и понёс в чулан, откуда доносились разные звуки, даже слышался какой-то грохот. Гость пошёл за колдуном и увидел, в чулане невероятное множество маленьких существ, которые были очень похожи на только что появившихся на свет щенят. Колдун следил зорко за реакцией гостя, потом глянул в рот, здоровые ли, крепкие зубы у гостя (ну не странно ли?) и предложил ему забрать себе мути: «Я давно хочу умереть спокойно. Возьми у меня 40 мути и никогда не будешь ни голодным, ни без крова». Но побоялся мужик взять на себя чужие грехи, отказал колдуну.

Позднее Семён вспомнил разговор с колдуном, который рассказал, что когда кто-то умирает в деревне, черти всю ночь мучают своего хозяина. И ещё говорил, что их надо ежедневно загружать работой, иначе покоя от них не будет. Эту историю про Дарук Паш рассказала местной жительнице Аграфене Иосифовне Растворовой ещё её бабушка.

Агрофена Иосифовна Растворова.

Агрофена Иосифовна Растворова.

Самое интересное, многие местные рассказывали истории про Дарук Паша. Другая жительница деревни Габэ Глафира Даниловна Попова рассказывала, что у колдуна, по словам старожилов, было построено по Илычу и Печоре несколько домов. Дом поднимали его мути за одну ночь, могли также за одну ночь перенести дом с одного места на другое за несколько километров. Сама Глафира Даниловна в течение всей своей жизни любила делать перестановку, почти каждый год меняла место расположения печки (она сама по молодости занималась кладкой печи). Смеясь, объясняла тягу к перестановке своим дальним родством с Дарук Паш.

Любопытство взяло верх

Были мути у Дарук Паш не только на чертей похожие, но и 12 штук небольших, напоминающих больше шеву. Шева – это существо, которое является воплощением порчи у коми в виде различных животных или предметов. Тех, кого сразил шева, обычно сильно кричат с широко раскрытыми глазами, руки хаотично движутся. Налицо бывает функциональное расстройство, повышенная чувствительность и раздражительность. Заражённые шевой жалуются на боли в голове, сердце, вялое состояние.

Дарук Паш, бывало, спускался вниз по реке Илыч до ныне пустующей деревни Максим (Троицко-Печорский район), жил в гостях у своей родственницы Клавдии Егоровны, внучки основателя деревни. Летом мужчина чаще жил в пристройке, похожей скорее на сарай, чем на жилое помещение. Местные ребятишки часто приходили в гости к тёте Клавдии, любили женщину за доброту, но на родственника-старика всегда с опаской поглядывали.

Шева – это существо, которое является воплощением порчи у коми в виде различных животных или предметов.

Шева – это существо, которое является воплощением порчи у коми в виде различных животных или предметов.

Однажды, когда никого из взрослых в этот день дома не было, над детьми любопытство взяло верх, и они спустились в подпол, посмотреть, что привёз Дарук Паш с собой из Сарьюдина.

– Спустились мы в голбец и увидели небольшой берестяной чуман в углу. В чумане, в пуху, шевелились какие-то существа, похожие на небольших жучков, длиной 2,5-3 сантиметра, и напоминавшие серых тараканов. Нам говорили, что именно таких мути у Дарук Паш 12 штук. В тот раз мы сильно переругались и быстро поднялись наверх, – рассказывала Клавдия Никитична.

Когда колдун умер, никто так и не понял, кому Дарук Паш передал своих мути. Может он распустил их, может как-то смог от них избавиться, но есть вероятность, что до сих пор живут эти мути у кого-то в чулане, накапливаясь год за годом, и кто-то из илычцев несёт это тяжкое бремя предыдущих грешников-чернокнижников. Не всем «знающим» приписывали звания колдунов, но обо всех, кто занимался чем-то «нехорошим», слухи распространялись часто – обычнее с доказательствами, реже – веря на слово близким людям.

Встретилась со злом лично

А этот случай рассказала из первых уст жительница Еремеево. Детство и юность провела она в деревне Максим. В Максиме была только начальная школа, поэтому девочку родители послали продолжать учёбу в селе Усть-Илыч. Жилось тогда очень тяжело, поэтому приходилось наниматься к местным жителям то полы помыть, то картошку выкопать. Однажды девочка пришла сделать уборку к старушке, которая в тот день на лодке поднялась по малой Печоре и пошла в лес по ягоды. Помыв горницу, собралась девочка прибраться на кухне. Будучи очень ответственной, решила помыть и лесенку, что спускалась в голбец. Тут она увидела на полке разные баночки. В одной из баночек что-то шевелилось.

Помыв горницу, собралась девочка прибраться на кухне. Будучи очень ответственной, решила помыть и лесенку, что спускалась в голбец. Тут она увидела на полке разные баночки. В одной из баночек что-то шевелилось.

Помыв горницу, собралась девочка прибраться на кухне. Будучи очень ответственной, решила помыть и лесенку, что спускалась в голбец. Тут она увидела на полке разные баночки. В одной из баночек что-то шевелилось.

В голбеце было темно, поэтому девочка, взяв банку, поднялась в комнату, подошла к окну, чтоб лучше рассмотреть её при солнечном свете, узнать, что же там за существа шерудят. Успела только увидеть некие сущности в пуху, больше похожие на червей длиной 10-12 сантиметров. И тут же почувствовала, как на её детские плечи легла тяжёлая рука хозяйки. Выхватив банку, она запретила девочке спускаться впредь в подпол. Женщина до сих пор удивляется, как могла эта старушка так быстро вернуться, ведь она поднялась по Печоре на шесте (тогда мало у кого были моторы) и была вдали от дома, в нескольких километрах. Позднее девочке объяснили взрослые, что были в этой банке шевы – существа, при помощи которых колдунья наводила порчу на людей.

От тюрьмы меня спасли

Жил в деревне Габэ Зинка Вась. Говорили, что он между русской печкой и стеной в закутке в берестяном чумане (коробе) держал шев. Эти его существа, по рассказам очевидцев, были маленькие, мохнатые, сильно пищали. Никому не разрешалось трогать их.

Однажды, когда Зинка Вась пошёл на охоту за 15 километров, жена решила чуман с шевами сжечь в печке. Как только она дотронулась до посудины, тут же вошёл в избу её муж. Выхватил чуман из рук жены и крикнул, чтоб впредь не смела даже близко подходить к коробу. А ведь находился он в 15 километров от дома! Даже молодой человек, чтобы преодолеть такое расстояние, потратит не один час, а Зинка Вась тогда был уже в преклонном возрасте.

О колдунах ходили байки всегда и везде, нет ни одной глубинки в России, будь то Камчатка или Карелия, где не существовало хранителей темных сил.

О колдунах ходили байки всегда и везде, нет ни одной глубинки в России, будь то Камчатка или Карелия, где не существовало хранителей темных сил.

И ещё говорили, что его шевы настоящие спасительницы. Действительно, не раз бывали моменты в жизни этого человека, когда он должен был ответить перед законом. Однако дальше аэропорта он не шёл – по необъяснимым причинам его там всегда отпускали, вместо того, чтобы сопроводить в органы милиция Троицко-Печорска. «Опять мои меня спасли»: хвастался он перед соседями-мужиками.

СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ

Полёты в Покчу

Жил в лесоучастке Старые Габэ, а позднее в деревне Габэ мужчина. Он мог остановить кровь при помощи двух ниток, наложенных крест-накрест на рану. Также, владея кожаным шнурком, на котором было несколько завязанных узлов, мог слетать за ночь в Покчу (до деревни той более ста километров!), а наутро в 6 часов идти вместе со всеми на работу валить лес.

Порча повсюду

Зимой жители деревень, расположенных по Илычу, ездили на лошадях. Сани обычно связывали черемуховыми ветками. Когда завязанный прут рвался, его кидали на дорогу. Старые люди всегда предупреждали: никогда голыми руками не притрагивайтесь к таким прутьям-завязкам, потому что колдуны именно на них насаживали шеву. Их можно только откидывать в сторону палкой. И ещё говорили, что ни в коем случае нельзя ругаться на дороге, иначе, если ослушаешься, шева может в рот заскочить.

А был случай

«Нечистых» покойников – к ним относили самоубийц и колдунов – хоронили на общем кладбище. Колдуны обычно умирали мучительно, долго.

– В Сарьюдине (Епе) жил старик-колдун. Его парализовало, родные забрали больного к себе в Еремеево, что в 17 километрах ниже Сарьюдина. Мучился этот человек долгие пять лет, – рассказывают жители Еремеево. – И в ту ночь, когда душа покинула его тело, ночевавший в сарьюдиновском доме старика охотник-промысловик был разбужен сильнейшим ударом в стену. Ни с того ни с чего половицы и потолочные доски сдвинулись с места, как будто какая-то неведомая сила приподняла их. Сквозь образовавшиеся щели с шумом вырвался чёрный вихрь и устремился вверх. Время этого страшного грохота и время смерти старика, как выяснилось позже, совпало.

Подготовлено по материалам книги краеведа Галины Уляшевой «Там, где течёт Илыч».

Иллюстрации Оксаны Ольшанской специально для журнала «КП-Авиа».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В каждой деревне есть свой колдун

Мистические истории, еретничи и знахари Коми края (подробности)